Давно руки чесались написать отзыв об этом донельзя разрекламированном фанфике. В принципе, отзыв может уместиться в одной фразе: «фанфик на недолитературу литературой быть не может». Если автор — не гений. В случае «50 оттенков» чуда не произошло (если не считать чудом продажи книг и выручку Э.Л.Джеймс).
С самого начала меня очень удивляла популярность источника вдохновения автора «50 оттенков», и я даже прочитала Сумеречную сагу, не к ночи будет упомянута. Примитивная история, плоские характеры, предсказуемый конец и прочие атрибуты чтива в плохом смысле этого слова налицо, можно перелистывать страницы десятками, и книга от этого ничего не потеряет, однако, подумав, я поняла, в чем секрет. Это мечта для девочек-подростков. С героиней легко ассоциировать себя, если не обладаешь какими бы то ни было яркими достоинствами, Белла — просто воплощение серости с внезапными проявлениями мерисьюшности. И она получает кучу «приключений», крутые машины, идеальную саморазвивающуюся дочь-красавицу и вроде бы как потрясающего парня (который еще и не солнце переливается), причем получает навечно.
Я рассказываю все это не потому, что хоть на минуту сомневаюсь в том, что кто-то не знает, о чем речь идет в Саге, а лишь потому, что шаблон полностью перенесен в «50 оттенков», с некоторыми изменениями, о которых и говорить смысла не имеет. Такое вот воплощение девичьей фантазии, в вечно пытающуюся отгрызть себе губу Ану по самые уши влюбляется миллионер-садист, и садистит ее всеми возможными методами (хотя те, кто читал «Историю О» или смотрел «Секретаршу», наверняка были удивлены, что писать о БДСМ можно настолько плоско и уныло, как и о сексе вообще). А потом Ана перевоспитывает Кристиана своей любовью, терпением и тем, что она просто очень клевая и милая, и они живут долго и счастливо.
Про героев. Про Ану я запомнила две вещи. Она все время кусает губу и у нее есть внутренняя богиня. Кусать губу Ана будет примерно каждый две страницы. И это раздражает. Хотя вот не всех, Кристиана, например, это по каким-то причинам, ведомым лишь его психоаналитику, возбуждает. Моего тренера по борьбе вот раздражало, когда я кусала губу, он кричал, что я рискую ее откусить при броске. Но Ана ничем не рискует, просто кусает, что подчеркивает, наверное, ее няшность и застенчивость, ну, или у нее просто синдром навязчивых состояний. А богиня танцует. Иногда делает кульбиты и сальто, вроде бы больше ничего и не умеет.
Кристиан. Его можно описать примерно так: «ой, я такой сложный, давай попробуем, не кусай губу, давай даже не будем начинать, приходи-уходи, у меня такое сложное прошлое, не кусай губу, я чудовище, я просто красавчик, не кусай губу, будь со мной, не будь со мной, ой всё».
В книге были еще какие-то герои, и я не думала, что скажу это, но у Майер в Саге второстепенные персонажи по сравнению с «50 оттенков» прописаны куда лучше.
Казалось бы, ну книга и книга, только ленивый уже не высказался по ее поводу. И большинство, точно так же, как и я, прекрасно понимают, что книга не стоит того, чтобы стоять не полке. Разве что посмеяться, ну, или просто быть в курсе дела и знать, от чего же шум-гам. Однако есть еще один важный аспект, о котором хотелось бы поговорить.
Кому книга понравилась? Среди моих знакомых — девочкам-подросткам, которые ее все-таки скачали несмотря на всякие пометки «18+», и совсем юным девушкам. Они читают книгу и начинают мечтать о принце, похожем на Кристиане, таком сложном-сложном (и желательно миллионере). И какой посыл они могут вынести из данного произведения?
1. терпеть насилие, которое тебе не нравится, нормально, взамен ты получишь награду. Ана не очень-то хотела подписывать договор, но подписала и терпела. Такое убеждение может разрушить жизнь. Терпеть насилие не должен никто. Я не буду вдаваться в дебри БДСМ-культуры, ибо не в теме, но, думаю, вы понимаете, о чем я.
2. Любое чудовище изменится, если ты будешь его по-настоящему любить. Угу, только в жизни почему-то так бывает очень редко, и чудовища так и остаются чудовищами, а принцесса превращается в усталую, забитую и несчастную женщину, а чудовище становится все чудовищнее. От чудовищ надо бежать и точка.
3. Отношения должны быть ооочень сложными, простые — это скучно и для простых смертных. Если появляется человек, который просто хочет быть с тобой, и при этом не обладает склонностью к насилию, сложной жизнью и не был в детстве изнасилован наркоманами, а мать его не была проституткой, то кому такое надо, это как-то скучно и банально.
Это — самое основное. И эти посылы совершенно ни к чему юной девушке, как мне кажется, поэтому людей, которые на волне популярности Саги пропиарили это произведение, хотелось бы заставить перечитывать «50 оттенков» всю оставшуюся жизнь по два раза в неделю.
Итак. Минусы перечислять можно долго и по объему они вполне могут быть выпущены в трех томах, но ограничусь следующими: отвратительный язык повествования (он сказал-она сказала), плоские герои, в неокрепшую девичью психику забиваются негативные установки, сексуальные сцены описаны неинтересно (он сказал не кусай губу — он вошел — я кончила, он связал меня — он вошел — я кончила, внутренняя богиня станцевала). Хотя из-за сексуальных сцен многие книгу и покупали. Но, видимо, автора при написании вдохновляли клавиши «вставить» и «копировать».
Кстати, рекомендую к просмотру фильм «Секретарша»¸есть крайне забавные совпадения с книгой =)