Сразу спешу предупредить возможных читателей о том, что ничего криминального, несмотря на название сего повествования (язык не поворачивается назвать это рецензией, потому как всё изложенное СЛИШКОМ СУБЪЕКТИВНО), в нём никто не увидит. Это фильм «никакой», а не Высоцкий…
Признаться честно, я не считаю себя полностью вправе говорить о творчестве этого относительно рано ушедшего барда. Не потому, что я не была его современницей, а потому, что попросту не могу воспринимать (именно воспринимать) его творчество и его энергетику. Надеюсь, поклонники В. Высоцкого (если таковые будут среди тех, кто наткнётся на эту словесную диарею) не закидают меня за это тапками… Тем более, у нас в стране демократия.
Но всё же, речь не столько о творчестве, сколько, непосредственно, о фильме. Точнее, о МОЁМ мнении относительно фильма.
Долго собиралась его посмотреть, но по ряду причин получилось это сделать лишь через n-ное количество месяцев после премьеры, аккурат в 75-й юбилей Владимира Семёновича.
Первое, что бросилось в глаза – гримёры, осветители и прочие ответственные за внешний облик главного героя очень постарались сделать актёра (был ли это Безруков или же кто-то другой – мне, честно говоря, всё равно) максимально схожим внешне с самим Высоцким. Уж не знаю, что было на его лице – грим, маска, или же это просто компьютерная обработка – но получилось очень похоже. Голос (говорят, что роль озвучивал сын Высоцкого – Никита, но больше похоже на техническую обработку) тоже практически неотличим. За это фильму можно поставить +
Второй аспект (и, пожалуй, главный), бросившийся в глаза, но заслуживающий уже противоположной оценки – ТЕМА НАРКОМАНИИ ПЕРЕКРЫВАЕТ ВСЁ! МУКИ ТВОРЧЕСТВА МЕРКНУТ ПЕРЕД МУКАМИ АБСТИНЕНЦИИ! Такое ощущение, что создатели фильма как бы говорят потенциальным зрителям: «Да вы чё, ребят, да разве ж сейчас талант в цене?! Талант талантом, а пипл любит скандалы, интрижки… Вот, смотрите, как Высоцкий в ломках корёжится, прикольно, да?»
При всём моём…нейтральном, что ли, отношении к В. Высоцкому, при всей моей, как мне кажется, недостаточной осведомлённости по части его творчества, мне искренне хочется долбануть сценаристов фейсом об тейбл. Ну, зачем, ЗАЧЕМ они делают лейтмотивом фильма утверждение «Высоцкий – наркоша» ? Вы на нынешних «звездулек» посмотрите, которые сами ни одной песни написать не могут, а если и пишут, то рифмуют «ботинок» и «полуботинок»! Или исполняют различные гимны домохозяек-наседок типа «Обожекакоймущщщинаяхочуоттебясына»… Вот кого хаить и пристыживать нужно А им всё с рук сходит.
А у Высоцкого, между прочим, миллионы почитателей со всего ныне почившего СССР. И надо было выставлять его слабаком, быдлом? Ради чего?! Да, не бывает дыма без огня. И Владимир Семёнович, действительно, добровольно губил себя различными веществами, но…разве он достоин ТАКОЙ интерпретации своих мучений?..Он был внутренне слабым, неуравновешенным немного, да. Но эта слабость и эмоциональная неустойчивость объясняется его ТВОРЧЕСКОЙ НАТУРОЙ и ничем другим! И, уважаемые создатели фильма, если вы ЭТОГО понять не можете, тогда я возьму на себя смелость посоветовать вам вернуться в ваши ВУЗы на режиссёские и сценаристские факультеты и «учиться-учиться-учиться», как завещал товарищ Ленин. А лучше – вовсе сменить профессию.
Что хотел показать режиссёр (по имеющимся сведениям, это был опять-таки Никита Высоцкий) ? Что бард был наркоманом? Что устраивал совместно с администраторами аферы, связанные с концертами? Что любя свою Марину, (чудесную, на мой взгляд, женщину) имел любовницу? А не стыдно ли было сыну выставлять своего отца (покойного, на минуточку!) в столь неприглядном свете?..Видать, мальчик за что-то сильно обижен на отца…Что ж, на обиженных воду возят. Хотел Никита грязью полить своего папу, и не заметил, как всю эту грязь (ой, какая незадача!), оказывается, на себя вылил…Долго теперь отмываться будет. Если вообще отмоется…
Третье. Фильм получился не столько о самом Высоцком, сколько о его окружении. Гнусном окружении. Окружении, которое практически само загнало его в могилу, посадило на иглу, дабы «делать бабло» на его «левых» (это определение из фильма!) концертах.
Какая-то непонятная девушка Татьяна (которую сыграла Оксана Акиньшина, известная по роли в обожаемом мною с детства фильме «Сёстры»), всеми правдами и неправдами пытающаяся привезти умирающему барду наркоту, которой набила доверху всю сумку (как, спрашивается, её бы пропустили в поезд/самолёт с сумкой, полной морфия?! КАК?);
Ещё более «мутный» Сева (Зачем в фильм о великом человеке приглашать этого клоуна-выскочку Урганта, всем своим видом и поведением напоминающего олигофрена?! Тоже мне, великий актёр…);
Какой-то Паша, который заботится не о друге, а о себе…И все, все скрывают от него правду. Правду о том, что он скоро умрёт. Что никому он в действительности не нужен…
Сюжет напоминает жизнь свиты короля, которая знает о том, что в их королевстве беда, и молчит, обсуждая это в междусобойчике…Господи, гнусь-то какая…Высоцкий, небось, в гробу на шпагат сел…Надеюсь, он ТАМ простит всех тех недоумков, которые поспособствовали созданию такого фильма. Мерзко-то как…Ужас…
Однако, хочется отметить ещё одну положительную сторону фильма. КАК ЗДОРОВО ПОКАЗАЛИ КОНЦЕРТЫ ВЫСОЦКОГО! Как же это здорово интерпретировано! И здесь мне уже хочется крикнуть «браво!» режиссёрам…
Я, к сожалению или к счастью, так и не прониклась творчеством и личностью барда, (честно пыталась, однако, что-то внутри меня это решительно отторгает почти на физическом уровне) но меня восхитило то, как замечательно изобразили восторженную публику, проникновенно вслушивающуюся и всматривающуюся в его душу; как трогательно и легко (так, что захотелось поверить) показали общение Высоцкого со зрителями…И это такое простое «Включите, пожалуйста, свет в зале…Мы же не на таком концерте, какие проходят в Кремле». «Я нарочно начал с песен, чтобы у вас не осталось сомнений, кто перед вами…»…
Полумрак и свет прожекторов, оттеняющий лицо, резкие гитарные аккорды, заворожённая публика…Вот это было МОЩНО! Вот это было ДА! Хотелось сказать — ВЕРЮ! Это поразительно красиво снято и атмосфера потрясающе передана…Казалось, вот он, Высоцкий, живой выступает…Я и сама завороженно смотрела именно эти моменты…Аж мурашки по коже…
А момент в середине фильма, когда он и песню-то до конца не допел – упал и его за кулисы утащили, включив в зале магнитофонную запись, И В ЗАЛЕ ГРЕМЕЛИ АПЛОДИСМЕНТЫ! АПЛОДИСМЕНТЫ МИКРОФОНУ, ПЕРЕД КОТОРЫМ НИКТО НЕ СТОЯЛ!..АПЛОДИСМЕНТЫ ГОЛОСУ…Это реально впечатлило…
И всё же, смутил меня один момент: говоря о Высоцком, многие неосторожно роняют: « Он был любим простыми людьми, простым народом…». Так почему же, чёрт возьми, в фильме мы не видим восхищения ПРОСТОГО народа, обычных работяг?! Вместо них мы видим власть имущих (всяких там членов политбюро и иже с ними). Почему даже относительно этого момента простой народ остался в тени?..
Едем дальше…Я искренне не понимаю, зачем было так подробно, в красках, СМАКУЯ(!!!) описывать процесс наркотической абстиненции, потерю самообладания во время концертов?..Ведь в этом напрочь теряется подмечаемая поклонниками харизма Высоцкого.
Несмотря на это, считаю нужным отметить, что в моменты, когда ему становилось плохо прямо на концертах, и он едва ли мог своими ногами уйти со цены за кулисы, во мне просыпалось искреннее сочувствие…Да неужели страдания – удел всех творческих людей?!.. А это так и есть…И мне было действительно жаль его по-человечески…Сгорел, как спичка…Высоцкий в этот момент был какой-то такой…Ну, беззащитный, что ли…И от образующегося внутри меня «коктейля» эмоций – стыд перед покойным Высоцким за то, в каком свете его выставили в этом фильме + сочувствие, столь сильное, что аж внутри всё сжимается – я, обычно не очень-то склонная к сантиментам, разрыдалась, хотя до этого по-настоящему не плакала в течение нескольких лет…
И ещё: родителей Высоцкого, на мой взгляд, показали абсолютно безучастными к судьбе сына…Эта их забота мне показалась какой-то..Ну, неестественной, что ли…
А очень тронул момент ближе к концовке, когда Высоцкий молил Бога о счастье для своей семьи… «Господи, пусть им всем будет хорошо…» -правдоподобно получилось…
Но сцена со смертью, точнее, тот момент, где все подумали, что он умер, разочаровала. Все суетятся вокруг поэта, орут, ссорятся, но хоть бы кто-то помог, а не глотку драл! Идиотизм, уж извините за прямоту…Такое поведение вновь напоминает поведение свиты короля, которая знает всю подноготную…Господи, как же мерзко, низко, похабно, неэтично всё это…Бездушно. Несправедливо.
В целом фильм оставил после себя далеко не самые положительные впечатления. Скорее, наоборот. Посему прошу прощения за излишнюю эмоциональность повествования.
И мне жаль, что в этом фильме я не увидела всеми любимого, востребованного певца. Я увидела законченного человека, наркомана, глубоко несчастного, и, самое ужасное – никому не нужного… Жаль…Это всё, что я могу сказать.
Я не вправе говорить плохо о Высоцком. Во-первых, не мне судить, а во-вторых, о покойных плохо не говорят…Я лишь выражаю свою негативную точку зрения о бездарном (за исключением парочки моментов) фильме…Разве тот, кто был любим большинством людей, достоин этой грязи?..Я повторюсь: мне бы очень хотелось, чтобы он ТАМ простил всех тех, кто причастен к созданию фильма…Хотя, нет, это не фильм. Это – жирный такой, смачный плевок в память Владимира Высоцкого. Во всё его творчество.
Кинематограф любит истории о смерти кумиров. По крайней мере, на Западе едва ли не про каждую покинувшую этот мир знаменитость снят фильм. А у нас как-то привыкли эту тему замалчивать, вуалировать…А какой активный, агрессивный был пиар в преддверии выхода фильма о Высоцком! На бутылках «Жигулёвского» пива красовалась реклама фильма! Смешно и унизительно…Высоцкий и ПИВО!!!…Как же мы любим всё свести к абсурду, к пошлости…
Честно скажу: его творчество мне воспринимать ОЧЕНЬ тяжело. Я признаЮ огромный талант этого человека, его значимость для русской музыки в частности и для страны в целом, отношусь с уважением к тому, что он делал, но, in my opinion, у Владимира Семёновича НЕВЕРОЯТНО «тяжёлая» энергетика. Лично на меня она «давит». При попытках прослушивания песен очень явственно возникает ощущение свинцового шарика в моей голове, который разрастается, увеличивается в размерах, и голову пронизывает самая что ни на есть реальная боль. Но это – наверное, лишь моё субъективное восприятие, хотя, весьма странное – никогда подобного не было с другими творческими личностями…
Высоцкого называют одним из пророков, родившихся в нашей стране. Но, ИМХО, это – подмена понятий. Среди людей есть гении, есть таланты, но нет пророков…И отождествлять земных людей с чем-то неосознаваемым (с пророками) – крайне глупо. Не надо путать одарённых личностей с какими-то там Нострадамусами, сам факт существования которых – большоооой вопрос.
Высоцкий (как и прочие легенды минувшего 20 века) не был пророком. Он был просто человеком. Несчастным ли, счастливым ли – судить не нам. Факт остаётся фактом. Он был. Он был почитаем. Он творил. Он жил. Его не стало. Так же, как и героя одной из его песен. Того, который «не вернулся из боя».Бард также не вернулся из боя с наркотой. Из этого неравного боя редко кто возвращается… Но остался для всех своих почитателей живым.
В любом случае, фильм был рассчитан на его поклонников. Тех, кто придёт посмотреть на него. Тех, кто, увидев его на экране, ностальгически вздохнув, произнесёт: «Спасибо, что живой»…
Однако, это не даёт право режиссёрам так густо смешивать правду с вымыслом. Поклонники-то разберутся, а вот те, кто не осведомлён? Или режиссёры полагали, что молодёжь, увидев, что Высоцкий не слазит с «колёс» тут же примет его за своего? Почему для этого нужно прибегать к самым низшим человеческим слабостям и порокам? Они бы ещё показали, как Владимир Семёнович, пардон, в туалет ходил, чтоб уж сделать его совсем «своим в доску»…
Впрочем, имеющий уши (и ум) да услышит и осознает, что наркота и всенародная любовь никак не взаимосвязаны…
Цель фильма непонятна. Внешнее сходство актёра с Владимиром Высоцким? Да, это есть. Но если это – цель фильма, то…Комментарии излишни.
Впрочем, цель у создателей фильма – срубить побольше «бабла» на ажиотаже неравнодушных людей, ломанувшихся в кинотеатры…