Намедни посмотрел художественный фильм «Викинг»

Чтобы посмотреть данное произведение в Воронеже на закате новогодних каникул, пришлось приложить немало усилий. Несмотря на затоптанные снегом улицы и ощутимый морозец, кинозалы буквально ломятся от желающих прикоснуться к великому. Можно было бы объяснить такой ажиотаж выходными и отсутствием других достойных кинокартин. Но нет, в прокате и фильмы, снятые в жанре экшн, и отечественные проекты, и с новогодней тематикой. Так что выбор есть. А объяснение повышенного интереса к фильму «Викинг» очень простое: качественный маркетинг. Никто не может тягаться с Константином Львовичем Эрнстом в способности загнать стадо в указанное место. Да и традиционная раскрутка: трейлеры, интервью создателей, споры, обсуждения, скандалы – все сделано по науке.

Именно первый трейлер, признаюсь, произвел наибольшее впечатление. Интригующая, динамичная, бодрая нарезка, из которой ничего не понятно, но интересно. Сложилось впечатление, что фильм этот о викингах и русах-поморах, возможно, будут затронуты новгородцы. То есть речь пойдет о самых диких и голодных северных княжествах. Предполагалось также, что в трейлере лишь верхушка айсберга, и самые мощные, зрелищные кадры припасены для кинотеатра. Когда из последующих трейлеров выяснилось, что главный герой – князь Владимир Красно Солнышко, то есть замах у создателей нешуточный, оптимизм мой несколько поугас, но надежда увидеть добротное кино оставалась. После третьего трейлера стало ясно, что ничего нового в кино увидеть не удастся, идти туда можно исключительно за интригующим сюжетом. Последней каплей для принятия решения был пространный отзыв моего товарища, который хвалил динамику и размах батальных сцен и рекомендовал смотреть это нетленное произведение именно в кино.

Итак, что увидели? Пройду по основным критериям, за которые ценю кино вообще и упомяну, удивило в этом произведении.

  1. Общий масштаб и красота картинки на экране. Совершенно не понятно, зачем идти в кино на этот фильм. Его можно посмотреть на ноутбуке у себя на кухне, на экране телефона, сидя в туалете, на черно белом ламповом телевизоре, в качестве кам рип, ничего не изменится. Никаких потрясающих красот фильм не подарил. Исключения, пожалуй, сцена охоты в начале и финальная сцена на закате на берегу моря. Где красОты незагаженной цивилизацией русской природы, окружающие героев? Где девственные северные леса, где цветущие степи? Где великий и прекрасный белокаменный  Киев град, крупнейший и богатейший торговый город восточной Европы? Где пасторальные пейзажи киевских предместий, славных трудолюбивыми земледельцами, умелыми ремеслинниками и храбрыми купцами варяжско-греческого пути? Помню, был такой фильм «Волкодав» — произведение прямо скажем недорогое, так даже он иногда радовал глаз мощными пейзажами. С точки зрения отсутствия крутых декораций, компьютерной графики и живых натурных съемок фильм вполне заурядный. Обычная для дохленького российского кинематографа лента.
  2. Звук. Не собираюсь строить из себя эксперта. Как там звучат кости, рассекаемые мечом и свист стрел, не знаю. Но отсутствие нормального саундтрека резануло очень больно. Не хватает эпического трека, не хватает трагического трека, не хватает атмосферного трека, который бы намекнул, что мы на Руси. Понятно, что реконструировать исконные мотивы, музыкальные инструменты и адаптировать трек для современного зрителя практически невозможно! Но это и не требуется. Тут как раз можно проявить художественный талант и перенести зрителя в другую эпоху за счет оригинальной, но инстинктивно — узнаваемой музыки. В качестве яркого примера приведу фильм «Гладиатор». Саундтрек просто отличный, он стал визитной карточкой фильма и сам по себе – достойное произведение. Понятно, что картины из разных весовых категорий, но здесь даже не попытались. Впрочем, это закономерно. Ниже объясню, почему.
  3. Сюжет. Нормальный сюжет. Все логично и последовательно. Существенная проблема фильма в том, что это Драма. Под «драмой» авторы, как можно догадаться, понимают скучную лабуду. Сцены чудовищно растянуты за счет демонстрации физиономий героев, малозначимых диалогов и стенаний. Особенно грустно, что таким образом растянуты сцены битв, которые по определению должны вовлекать зрителя в бешеный круговорот действия. Хронометраж фильма можно смело сокращать втрое и картина от этого только выиграет. Насколько соблюдено соответствие историческим хроникам, мне не интересно. Действовали исторические прототипы именно так или иначе не важно, так как вселенная фильма является не реконструкцией, а отвратительным гротескным подобием того, как по известным данным могло выглядеть прошлое. Фильм смотреть тяжело, так как не понятна мотивация главного героя. Об этом чуть подробнее.
  4. Герои. Если считать главным героем рассказчика, собственно «викинга», вокруг которого закручиваются все события, возникает вопрос, чего он добивается? Зачем стравливает князей, организует убийства, клевещет,  непрерывно усложняет ситуацию, подбивает Владимира на преступления? Зачем? Нет ответа. Единственное, что могу предположить: главный герой, а также княжна Рогнеда олицетворяют идею дикого, темного и кровожадного язычества. Как истинные апологеты они стремятся к убийствам ради убийств, человеческим жертвам, бессмысленной кровавой мести и вражде. За плечами постоянно маячит тень отца Владимира. Из фильма можно понять, что Святослав Храбрый был истинным упырем: именно он утвердил культ с кровавыми жертвоприношениями, вел немотивированные войны и учинял расправы. Чего добивается персонаж Рогнеда, не ясно, складывается впечатление, что она просто свихнулась. Логика т.н. антагониста Варяжко кристально ясна – нужно любой ценой отомстить за вероломно убитого великого князя. Варяжко довольно туп, но последователен в попытках извести обидчика. Логика Владимира, который может претендовать на главного героя, иногда понятна. Нужно доказать состоятельность перед социумом, добиться статуса и уважения, поравняться с братьями, затем добиться славы отца, потом породниться со знатной римлянкой, чтобы решить проблему печенегов. За весь фильм предводитель воинов не зарезал ни одного врага, выхватывал меч исключительно для потрясания в воздухе во время речей. Единственный раз, когда он сделал противнику больно – меткий бросок камнем исподтишка в физиономию Варяжке. Явная отсылка к библейскому Давиду, поразившему Голиафа. Впрочем, неутомимый мститель Варяжко был неоднократно прощен с истинно христианским милосердием и кротостью отпущен. Мои худшие опасения оправдались: из князя Владимира собирателя земель и грозы печенегов в фильме сделали праведника в белых одеждах. Он же мухи не обидит! Даже откровенную мразь, предателя и провокатора Свенельда он не то что не убил после тяжелейших преступлений, но даже не пожурил. На его глазах был зверски убит родной брат и по совместительству великий князь Ярополк. Заказчик очевиден, положение тяжелейшее, но Владимир только слабо хнычет и идет предаться утехам с молодою женой. К вопросу убийства великого князя далее не возвращаются. Все почему? Потому что князь Владимир уже тогда был немного христианин, ведь матерый истовый язычник не смог бы постичь свет ромейской веры. Герой по-своему логичен, хотя и отвратителен, и неправдоподобен.

Олега нормально отыграли. Ярополка нормально отыграли, после первых сцен даже закралась надежда на вменяемый сюжет. Но — нет. Персонаж Федор – богатырь, храбрый воин, христианин. Погиб как герой, защитник слабых и мученик одновременно. Отличный персонаж на своем месте. Умеют, когда хотят.

  1. Народ. Более мерзкими дикарями моих предков показывали редко. Это грязные скоты, одевающиеся в мусор, живущие в грязи. Но того. Они темны и кровожадны. Примерно схожим образом показан народ в фильме «Вий» 2014 года. Но тот фильм – явный вражеский пропагандистский материал, попутно глумящийся над нашей культурой. Здесь я такого не ожидал. Очень тяжело видеть этих больных, чрезвычайно суеверных, малочисленных и не сильно занятых людей, которые в фильме нужны лишь затем, чтобы вызвать ненависть у зрителя. Это все часть плана. Неумытую толпу дикарей так и хочется извести под корень, или хотя бы крестить. Если они будут в красивых чистых одеждах, здоровые физически и умственно, в белокаменных палатах и светлых дубовых теремах, объяснить необходимость скорейшего крещения стократ сложнее? Зачем эта революция сознания? Принять во внимание, что часть населения Руси того времени уже составляли христиане, авторы не могут, потому что созданная киновселенная слишком мала и убога. Показать в ней готовые христианские храмы Киева, мирно соседствующие с культовыми сооружениями других богов и храмами других религий немыслимо. Это во-первых требует коренной переработки концепции поселений, о коих речь пойдет ниже, и во-вторых нарушает атмосферу славяне – дикие кровожадные бездельники. Посему проникновение христианства на Русь скупо отражено в персонажах богатыре Федоре и вдове Ярополка Ирине.
  2. Волхвы и жречество. Эта категория персонажей достойна отдельного пункта. Еще в первом трейлере мелькнул копошащийся в грязи бритоголовый больной человек в лохмотьях с признаками истощения и безумия. Это, скорее всего, раб. Может юродивый или несчастный, проведший в тяжком плену много лет? Ничуть не бывало! Так изобразили наши творцы элиту столичного духовенства одного из крупнейших народов Европы. Тощий бритоголовый полудурок – верховный Волхв.

Все в школе читали «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина. Строки  …Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник… оживляли в сознании образ умудренного сединами сурового старца с посохом в руках. Авторы фильма уверены, что вдохновенные кудесники были шайкой анарексичных психопатов, большая часть из которых — бабы. Особым показным издевательством фильмоделов над жрецами славян стало то, что верховный волхв нем. Духовенство и, в частности, жречество как раз отличается красноречием, мудростью и способностью повлиять на мнение толпы. Посмотрите на нашего современника Патриарха Кирилла. Это же образец оратора! Волхв мало того, что выглядит, как ничтожество и ведет себя, как упырь, ко всему общается мычанием и жестами. Несколько культовых мероприятий – переустановка чуров и сжигание трупа великого князя производятся одновременно. Культовое сооружение выглядит как куча мусора с торчащими столбами. Основным занятием народа во главе со жрецами является уговаривание богов увести печенегов от города, для чего планируются человеческие жертвоприношения. То, что такое поведение омерзительно, это ладно (художник так видит), но оно и малопродуктивно. Если бы наши реальные предки в борьбе с врагами ограничивались мольбами и самоистреблением, не было бы ни автора, ни читателя этих строк.

  1. Города. Киев, как и Полоцк похож на сваленные в кучу старые дрова. Домов, посадов, теремов нет вообще. О княжеских палатах говорить не приходится. Киев стоит в какой-то пустыне. Вокруг нет ни тучных нив, ни крепких селений, ни цветущих садов. Унылая безлюдная степь. Кажется, у авторов такое прочтение. Фильм выполнен в минорных тонах. Все герои в грязи и в лохмотьях, живут в засаленных грудах бревен, занимаются исключительно убийствами и жертвоприношениями. Но нет! Внезапно появляется славный город Корсунь. Яркое солнце, синее море, огромный город с мощной каменной стеной. Впервые в кадре появляются люди, слыхавшие о гигиене. Это, конечно же, ромеи. Весьма контрастно в этом сверкающем мегаполисе выглядят завоеватели – кучка варваров- оборванцев. Пусти их бродить по улицам – заблудятся, потеряются. Со всей Руси собрали невиданное войско, призвали викингов, наняли заградотряды (да,да они здесь есть) из печенегов и даже так не смогли взять Корсунь ни штурмом, ни осадой. Только предательство и прорыв водопроводной трубы вынудили несгибаемых ромеев покориться. Кстати, именно на берегу Черного моря князь Владимир взбрыкнул и явил несколько мужских поступков: на исповеди взял на себя грехи своих людей (что, по сути, правильно), встал на коленки перед мразью Свенельдом, демонстрируя смирение и силу веры. Тут Свенельд, который собственно «Викинг», был тронут до глубины души и пересмотрел свои заскорузлые языческие ценности под натиском святости Владимира. На протяжении фильма со стороны язычников неоднократно звучит мысль: «смерть есть». Это странно, так как вера в посмертное существование души у славян и скандинавов научно доказана. Христиане же проповедую отсутствие смерти, что должно объяснять их невиданную силу духа и бесстрашие. В этой доктрине нарисовать (или снять) эпичное сражение сборной Руси против гарнизона бунтующей Корсуни было нельзя. Во-первых, дикари должны победить по логике повествования, а это недопустимо. Во-вторых, рисовать сверкающую броню и шелковые одежды рядовых ромейских воинов слишком накладно. Зрелищных баталий в стиле Питера Джексона в данной картине нет.

Итог. Вполне заурядный русофобский фильм. Ничего выдающегося ни по изяществу исполнения, ни по идейному наполнению не представлено. Помню, как возмутил меня некогда фильм «Когда солнце было богом» 2003 года. Неужели режиссер по доброй воле изобразил своих, в том числе, предков полными ничтожествами, только что слезшими с деревьев? – удивлялся я. Конечно добровольно. Ведь по крови Ежи Гофман может на какой-то процент и поляк, но по духу – наследник античной, ромейской культуры, в которой славяне приравнены к скоту. Чувствуют ли режиссер Андрей Юрьевич Кравчук исторический консультант Владимир Яковлевич Петрухин какое-то уважение и (кто знает) родство к славянам Х века? Судя по всему, нет. Этим, а не криворукостью и малограмотностью объясняются антураж, музыкальное сопровождение, костюмы, декорации, персонажи, массовки, ромеи, общая атмосфера. Фильм полностью вписывается в доминирующую политику деславянизации. Удивительным в этом ряду кинокартин был «28 панфиловцев», есть надежда на «Легенду о Коловрате». В «Викинге» я надеялся увидеть проблеск здравого смысла, но напрасно. Там, где я ожидал увидеть тенденцию, оказалась случайность. Делать самобытное кино, радующее дух русского человека и воспитывающего достойного потомка великих предков, никто не собирается. Более того. Полные залы затаивших дыхание зрителей недвусмысленно говорят нам с Андреем Шальопой – «это стадо тупых гоев принадлежит нам. И вы ничего не сможете поделать».

Фильм «Викинг» разумно было бы назвать «Варяг», это соответствует версии главный герой – рассказчик Свенельд, так как он действительно и скандинав и враг, соответствует версии главный герой – Владимир, потому что он на протяжении фильма остается чужим – варягом, неумело пытается это изменить и в итоге становится чужим для своего народа не только по происхождению, но и по вере. Проект бы от этого только выиграл, так как выгодно отличился бы от сонма популярных сериалов и полнометражек с викингскими названиями.

Исполнение – добротное. Создатели мысль выразили, нужные эмоции создали, оскорбления недвусмысленно нанесли. Содержание – стандартная клюква про неумытых варваров на задворках цивилизации. Маркетинг и PR 5+. Даже сам факт, что вы прочли эти строки, является доказательством широкого резонанса. Эрнст – профессионал. Если вы по стечению обстоятельств читаете этот текст, но фильма не видели, не ходите на него в кино. Очень скоро он будет в свободном доступе в сети, так как это пропагандистский материал и создателям нужен максимальный охват любой ценой. Тогда можете препарировать этот фильм. Для изучения методов дискредитации образа предков отдельно взятого народа он подходит хорошо.