Я не большая любительница кино, но кое-какие фильмы стараюсь смотреть, особенно те, о которых говорят и пишут как о шедеврах. И особенно, когда родное телевидение предоставляет шанс с этим шедевром ознакомиться (правда, начало показа в час ночи, но ради достойной картины можно пожертвовать сном).

Только не думайте, что мой негативный отзыв – следствие недосыпа. Дело в другом. Как известно, каждый суслик у нас агроном, а каждый Пупкин метит в достоевские. Только пупкиных много, а Достоевский один, и его слава им покоя не даёт. Вот один такой пупкин, он же Ю. Быков, решил пофантазировать на тему «Идиота». Сюжет упростил, лишних героев выкинул, а главного дураком обозвал (ну, чтоб никто не догадался, откуда ноги растут) и выдал это всё за собственное сочинение.

И вроде всё, как у Фёдора Михайловича: и улицы серые, и дома-развалюхи, и народ в них живёт сплошь неряхи-алкоголики-хулиганы-тунеядцы, и грязь кругом, и нищета, и беспросветность. Только сути самой режиссёр и не уловил. А она вот в чём: Достоевский даже в самых отвратительных и порочных героях видел что-то живое, человеческое. Он был глубоко и искренно верующим христианином, поэтому каждого человека рассматривал как образ Божий. Понятие «Бог» неотделимо от понятия «Вечность», и идея вечной жизни, бессмертия души пронизывает все произведения Достоевского как луч света. И, несмотря на мрачность его книг, они всегда оставляют надежду на перемены к лучшему. Грубо говоря, Достоевский показывает свет в конце тоннеля.

У режиссёра Быкова света в конце тоннеля нет. Там тупик, и дальше идти некуда и незачем. Тоска и беспросветность. Поэтому после просмотра остаётся очень неприятное послевкусие.

Конечно, на первый взгляд кажется, что в фильме поднимаются серьёзные темы: коррупция во власти, воровство и пьянство всех слоёв населения, начиная с мэра и заканчивая жильцами разваливающегося общежития. Но мало сказать о проблеме (о которой и без тебя все прекрасно знают), нужно ещё предложить способ её решения. А его нет и не предполагалось, вот что самое отвратительное. И вывод из фильма можно сделать только один: «а людишки-то дрянь!». Да, вот такого невысокого о нас мнения г-н Быков.

Зря он о нас так…

 

——————————————————

Написано довольно сумбурно, но главная мысль, надеюсь, понятна. Не хочу обидеть поклонников «возрождающегося» российского кинематографа и конкретно Ю. Быкова, но  мне  стыдно за такое «кино».

И ещё кое-что: просмотрела отзывы на этот фильм, люди разделились на два лагеря — одни хвалят его за жизненность и злободневность, другие, напротив, упрекают в недостоверности. На самом деле, фильм вовсе не о проблемах в сфере ЖКХ, нет, это фильм-притча, если можно так выразиться. Он наполнен символами, каждый из которых помогает понять общий смысл. И общежитие, и люди, в нём живущие, и сантехник, и даже лавка, которую он чинил с отцом — это символы, поэтому нельзя понимать эту историю буквально.