Экранизация. По книге американской писательницы Лоис Лоури, которая трудилась в нише литературы для юношества. Роман The Giver вышел в 1993г., т.е. до «Эквилибриума» и «Дивергента», но, поскольку меньше года прошло с премьеры «Дивергента», сейчас снова смотреть про четко структурированное общество будущего с фракциями/распределением для трудовой повинности – это как «мыло-мочало, начинай сначала». Мы только что это видели! Снова речь про общество, сформировавшееся после какой-то глобальной катастрофы, члены которого четко вписаны в касты, соблюдают правила, послушны власти. Живут они либо за стеной, либо за какой-то НФ преградой, как в «Посвященном», которая разделяет «цивилизованный» мир от дикарей. При этом в «цивилизованном» мире практикуют утилизацию отстающих в развитии детей, все буднично и без шума, без пыли – но исполнители как будто не ведают, что творят, потому что упороты обязательной в этом обществе наркотой, благодаря которой и добились эффекта отсутствия агрессии, расизма, зависти и проч. пороков. Отсутствие эмоций, в общем. Мир сер, предсказуем, благополучен. Диссидентов, как и отстающих в развитии детей, уничтожают укольчиком от опытного медперсонала; никаких костров инквизиции, как в «Эквилибриуме». Но оно и понятно при рейтинге 12+.


В отличие от «Дивергента», где все в разрухе, и явно не хватает фракции Строителей, в мире «Посвященного» город благоустроенный, дома все образцовой культуры быта, много гаджетов. В ходу необъяснимые технологии будущего, которые зрителю остается принять на веру, потому что они необъяснимые, и тчк. В этом плане «Посвященный» напомнил мне нолановское «Начало» — что за чемоданчик такой, через который соединяли спящих?! Как зритель, считаю, что скармливать подобный сай фай малость невежливо. В «Посвященном» главный герой проходит обучение у Дающего (Бриджесс), и показывают нам фантастическое соединение разумов посредством контакта рук зонами, на которых у действующих лиц одинаковые отметины. При этом мальчика выбрали Принимающим Воспоминания не из-за того, что у него оказалась на руке нужная отметина. Нет. Его выбрали за любознательность. Вот так. Про логику забудьте. Еще один момент, неприятно озадачивший – это некая Стена (невидимая), которая каким-то образом сдерживает воспоминания. Почему-то все воспоминания, вредные для нового мышления (т.е. память о войнах, охоте, танцулях, религиозных ритуалах и проч.), остались за границей «цивилизованного» мира. И ни гу-гу про технологию, которая бы их сдерживала, что за стена такая, и почему, стоит кому-то физически ее пересечь, как все сразу будут оглушены всем тем, что Старейшины от них скрывали. Может, в романе какое-то объяснение дается, но в экранизацию оно не попало.

Несмотря на явную начиненность фантастикой, фильм тем не менее актерский. Поскольку сюжет очень предсказуемый, вытянуть «Посвященного» могли бы только актеры, но этого не случилось. Между старой гвардией (Стрип и Бриджесс) улавливается какая-то предыстория, возможно, намек на романтику, но тема не развита. Поэтому их диалоги смотрятся двусмысленно, запрятано двойное дно, но, как и в случае с неведомыми технологиями, зрителю толком не уразуметь, что происходит.

«Семейная ячейка» в исполнении Кэти Холмс и Александра Скарсгарда подвела, к моему сожалению, потому что Скарсгард наактерствовал так, что оставил впечатление невыстрелившего ружья. Зачем тогда это ружье в сценарии? Еще когда я смотрела трейлер, мне казалось, что мой любимый Скарсгард окажется революционером-подпольщиком и всколыхнет этот чинный строй. В фильме он работает медиком в роддоме, и в числе его обязанностей усыпление детей, отстающих в развитии. Как я уже писала, при отсутствии нормальных человеческих эмоций, герой Скарсгарда не ведает, что творит. Для него это функционал. Но в глазах актера протест! Они осмысленные. И все-таки, ровно до финала он остается послушным винтиком в системе. Это напомнило мне «50 оттенков серого» — приобретение развратным Греем в хозмаге веревки с изолентой, и потом ничего! Учитывая, что роман про бдмс, я рассчитывала, и, думаю, все рассчитывали, что веревка Грею как-то пригодится. И то же самое с персонажем Скарсгарда в «Посвященном». Ожидаешь, что он вот-вот пойдет против системы, а он терпит и дальше упарывается положенными препаратами.

Из молодых актеров запомнился Камерон Монахэн в роли Эшера (товарищ гг). И то, запомнился потому, что, пока я сидела в кинотеатре, мне казалось, что он может быть сыном британца Дэмиана Льюиса. Не только потому что оба рыжие. Есть все-таки что-то общее. Догадка моя оказалась ошибочной, но в молодом человеке, по-моему, есть потенциал.

Если подытожить, то кому смотреть кино? Тем, кто не видел «Дивергента» по осени, и уже основательно забыл «Эквилибриум». Поклонникам задействованных актеров не советую, ничего примечательного, как ни подступись к разбору увиденного.