Ну что же, это на самом деле неординарная книга, способная вызвать накал эмоций и коллапс чувств. Но если большинство читателей она восхитит и поразит, то, надеюсь, найдутся всё же читатели, которые испытают смутное недоумение или даже неприятие.

Но обо всём по порядку. И сначала о достоинствах. Не так-то просто будет изложить мои доводы и претензии, избежав спойлеров, но постараюсь не называть имён, так сюжет сохранится в секрете.

Итак, «Свитер» — на первый взгляд, прекрасный образчик испанской прозы, с сохранением классических традиций и очень лиричным настроением, очень пронзительная, мудрая и грустная книга, способная увлечь и растрогать почти каждого читателя. она написана в довольно необычном стиле — то самое «плетение словес», немного напоминающее южноамериканских писателей, но читается совсем не затруднительно, а напротив, легко и достаточно быстро. В ней есть тонкие психологические наблюдения и коллизии семейных драм. Чего только стоит любопытный факт — старушка Долорс не может всего лишь говорить, но её чуть ли не сразу начинают считать и глухой, и слабоумной. Очень тонко подмечено, ведь если ты ничего не можешь сказать в свою защиту, не можешь вмешаться в события — ну так, значит, ты ничего не слышишь и не понимаешь, что с тебя взять? Вот как много значит речь для человека…

Эта книга наполнена неглупыми мыслями, умело вплетёнными в воспоминания и переживания главной героини, своеобразным юмором и конечно же — эмоциями. И напоминанием о том, с каким смирением и любовью мы должны относиться к своим близким и к себе. Вместе с главной героиней мы погружаемся в события далёкого прошлого, с улыбкой и негодованием наблюдаем за жизненными перипетиями и тут… по мере чтения возникают некоторые… гм, подробности, читая о которых, ты словно спотыкаешься о шероховатости и неровности, а дальше возникают и вовсе булыжники, и ты думаешь: «Ну неужели без этого нельзя было обойтись?!»

То есть, далее — не просто о недостатках, а о том, что лично у меня вызвало отторжение.

Ну, во-первых, в книге присутствуют гомосексуалисты и лесбиянки. И шут бы с ними, но их чувства описаны возвышенным языком и лиричными сравнениями:

«Облака, которые окутывают тебя, стоит выпустить из объятий того, кто заставил звучать в твоей душе тысячи колоколов, облаках, сотканных из противоречивых ощущений…»

«Эта неожиданная привязанность похожа на соединившую их серебряную нить…»

«Им будет непросто жить, вечно сражаясь с окружающим миром и его условностями…»

То есть, обычные молодые люди и девушки — они, значит, живут нормальной жизнью, без сложностей, и не сражаются. А эти, видите ли, «вечно сражаются».

На это можно ответить только цитатой из этой же книги:

«Ну что бы ей помолчать, зачем объявлять об этом во всеуслышание, ведь никто же не распространяется публично о своих предпочтениях в постели — с кем, как, почему…»

В этом всё и дело. Пока гомосексуалисты и лесбиянки заняты своими делами, и их чувства не воспеваются в возвышенных сравнениях, мне до них дела нет. Но когда их любовь описывается такими средствами, то это вызывает у меня отторжение и неприятие. Может, они и способны испытывать любовь, но я-то здесь причём? Зачем нормальному среднему читателю об этом читать? Также, некоторые пишут, что автор попыталась затронуть «проблемы» анорексии, педофилии и неравноправия. Ахах. Нет, эти эпизоды просто изображены, чего там затрагивать-то. Они просто есть, и всё.

Да и за обычными постельными подробностями забавно наблюдать: когда одна женщина изменяет мужу, то это, мол, возвышенные чувства и неземная любовь, а когда другая — так нет, ничего общего, это совсем другое, просто возня на диване, никакой романтики. Конечно, чувственно и даже немного сентиментально, но нужно и между строк смотреть тоже.

Но это ещё не всё. Автору мало пикантностей, и в книге происходит ещё и убийство. Причём убийца просто принимает решение «да давай просто устраним этого человека, он ничтожество, потерявшее достоинство». Просто уберём, как вещь. А потом ещё убийца объясняет (!) Богу:

«Это было совершенно необходимо, надеюсь, ты понимаешь».

Ну тут уже я не выдержал, и впечатление от книги покатилось под гору.

А ведь книга написана очень неплохо, и начиналось всё очень неплохо. И если б не некоторые подробности, это была бы просто замечательная, трогательная и тёплая книга, оставляющая очень приятные ощущения. Мне поставят в пример Фэнни Флэгг и Энн Тайлер, у которых тоже затрагивается тема гомосексуалистов и лесбиянок. Ну, понимаете, да — но у этих авторов такие темы служат в основном для шуточек (примерно как у Геймана). Так что, повторюсь, пока эти люди сидят у себя дома и не выходят на улицу с транспарантами, меня они не касаются. 

В конце, в эпилоге, некоторые подробности вроде как должны заставить читателя растрогаться окончательно, а чувствительных особ так и вообще разреветься. Но автор не смогла удержаться от того, чтобы и туда не вставить некоторые скользкие подробности. Отчего у меня наконец возникло желание уже швырнуть этой книгой в стену и не дочитывать её. Плюс ещё немного язычества под конец (Аполлон).

В результате… я никому (реально никому) не посоветую эту книгу. Потому что впечатление от неё остаётся совсем не такое, как от читанных-перечитанных «Жареных зелёных помидор».