Мне всегда не очень приятно нелестно отзываться о литературе. Я понимаю, что писатель потратил много времени, вложил душу в произведение… Практически все из прочитанного мне нравится в той или иной мере, любая книга — интересна… Но «Невыносимую легкость бытия» я мучила долго, она вообще не шла у меня, мне не понравился стиль изложения, сюжет, герои… С каждой страницей все больше возрастало желание бросить эту книгу и никогда больше к ней не возвращаться. И это тот случай, когда привычка дочитывать любую книгу не принесла ничего хорошего — эту можно было и не дочитывать.
Подчеркну, я ни в коем случае не хочу ругать само произведение либо его автора, я просто расскажу, почему именно мне данная книга не понравилась.
В названии «Невыносимая легкость бытия» автор имеет в виду то, что наша жизнь полна случайностей, можно вообще не задумываться о своих поступках, жизнь сама поведет по верному пути, нужно просто плыть по течению и наслаждаться, т.к. большинство судьбоносных встреч и происшествий — случайны, а не запланированы нами.
Главный герой — мужчина средних лет, исключил из своей жизни любовь после неудачного брака, у него множество любовниц, каждая из которых ничего для него не значит. Но появляется женщина, которая завладевает частичкой его сердца. Он женится на ней, но отношений с другими женщинами не прекращает, даже понимая, что причиняет боль своей любимой. У героя есть сын, к которому он не испытывает никаких чувств и не общается с ним. Действие романа происходит в 1960-70-х годах в Праге, включая время, когда она была оккупирована русскими солдатами.
В этой книге слишком много самого автора — его рассуждений, размусоливания-разжевывания ситуаций, мыслей и чувств героев. Мне кажется, основное удовольствие от литературы мы получаем, когда прочитанное дает толчок к собственным размышлениям и выводам… Когда автор может парой слов, одной сказанной героем как бы невзначай фразой, дать понять, как много за этим стоит… Кундера места для читателя вообще не оставил — он любое событие так изнуряюще долго описывает со всех сторон, что думать об этом — не хочется, все предельно ясно и скучно. Он переливает из пустого в порожнее, постоянно повторяет одни и те же мысли… Я не скажу, что книга написана тяжелым языком, но читается — тяжело, именно из-за этой бесконечной монотонности… Меня не напрягает отсутствие сюжета, многочисленные лирические отступления и экскурсы в прошлое, но вот эта концепция «сказать одну умную фразу и со всех сторон ее обмусолить на 10 страницах» — отталкивает от книги.
Любовные линии описаны с порцией здорового цинизма. Мир взаимоотношений мужчины и женщины отлично преподнесен как многогранный, без жестких рамок и стереотипов, с противоречиями, парадоксами… Но в общем, читать об этом — не очень увлекательно, образы героев прописаны столь детально, что легко предугадываются их поступки, их чувства препарированы так, что жалко становится. Зачем так много места отведено сексуальной стороне отношений в книге, которая явно претендует на статус философского романа — мне непонятно. Если люди хотят почитать о ролевых играх — явно руки не к Кундере тянутся…
А главное — непонятно, какие выводы можно сделать после прочтения, какой смысл в происходящем с героями, что означает столь не говорящий ни о чем конец… Прочитала, пожалела о потраченном времени и забыла об этих героях, к которым вообще никаких чувств не возникло…
Единственное, что нашла хорошего в этом произведении — большое количество действительно интересных мыслей. Да, в какой-то мере это можно назвать доморощенной философией, которой пестрят многие книги, с явными закосами под Ницше, но встречаются и достойные внимания суждения:
«Истинная доброта человека во всей своей чистоте и свободе может проявиться лишь по отношению к тому, кто не обладает никакой силой. Подлинное нравственное испытание человечества, то наиглавнейшее испытание (спрятанное так глубоко, что ускользает от нашего взора) коренится в его отношении к тем, кто отдан ему во власть: к животным. И здесь человек терпит полный крах, настолько полный, что именно из него вытекают и все остальные.»
«Покуда люди еще молоды и музыкальная композиция их жизни звучит всего лишь первыми тактами, они могут писать ее вместе и обмениваться мотивами, но когда они встречаются в более зрелом возрасте, их музыкальная композиция в основном завершена, и каждое слово, каждый предмет в композиции одного и другого означают нечто различное.»
«Даже если вы фотографируете кактусы — это ваша жизнь. Если же вы живете только ради мужа — это не ваша жизнь.»
«Нет никакой возможности проверить, какое решение лучше, ибо нет никакого сравнения. Мы проживаем все разом, впервые и без подготовки. Как если бы актер играл свою роль в спектакле без всякой репетиции. Но чего стоит жизнь, если первая же ее репетиция есть уже сама жизнь? Вот почему жизнь всегда подобна наброску. Но и «набросок» не точное слово, поскольку набросок всегда начертание чего-то, подготовка к той или иной картине, тогда как набросок, каким является наша жизнь, — набросок к ничему, начертание, так и не воплощенное в картину.»
«То, чего мы не выбираем, нельзя считать ни нашей заслугой, ни нашим невезением.»
«Человеческое время не обращается по кругу, а бежит по прямой вперед. И в этом причина, по которой человек не может быть счастлив, ибо счастье есть жажда повторения.»
«Возможно, мы не способны любить именно потому, что жаждем быть любимыми, то есть хотим чего-то (любви) от другого, вместо того чтобы отдавать ему себя без всякой корысти, довольствуясь лишь его присутствием.»
«Естественно, до сих пор она не осознавала этого: цель, которую человек преследует, всегда скрыта. Девушка, мечтающая о замужестве, грезит о чем — то совершенно для нее неведомом. Молодой человек, жаждущий славы, не знает, что такое слава. То, что дает смысл нашим поступкам, всегда для нас нечто тотально неведомое.»
Рекомендовать эту книгу к прочтению я не буду. Меня она не зацепила. Хотя можно ее полистать в поиске интересных высказываний — их там много Как целостное литературное произведение я не оценила эту книгу, к сожалению.