Мое знакомство с творчеством Ларса фон Триера началось с «Догвилля» — фильма, ставшего «визитной карточкой» режиссера… но, несмотря на обилие хвалебных отзывов на эту картину и мое всегдашнее восхищение игрой Николь Кидман, психологический ужастик про «страшный-страшный» город я так и не осилила… Идея о том, что человек — совсем не то, что кажется с первого взгляда:), не так уж и нова… а общая театрализованность действа мешала по-настоящему — эмоциями, а не только разумом — осознать и прочувствовать происходящее. В общем, после той давней, неудачной первой встречи, дальнейшего желания сходить в кино на Л.Триера как-то не возникало… Однако после просмотра трейлера «Меланхолии» я, неожиданно для самой себя, поменяла мнение — захотелось увидеть всё своими глазами! Уж больно красивый и необычный зрительный ряд!..

Итак, что могу сказать после просмотра… Во-первых, «Меланхолию» до конца я все-таки досмотрела! Уже шаг вперед. Эстетика в фильме на уровне! Действительно, красиво, и тут уж ничего не скажешь. Красиво и атмосферно. Но… скучно при этом невероятно… Причем, что обидно — предисловие ( разлитая в воздухе и почти физически ощущаемая тревога) кажется весьма многообещающим, но развития событий, раскрутки спирали так и не происходит… Да, все по-разному ведут себя в преддверии конца света; да, отсрочить Апокалипсис не удается никому. Кто-то обладает способностью предчувствовать события; кто-то живет лишь сиюминутным…. Но за гибелью мира (как мира в целом, так и маленького мирка отдельно взятой семьи) наблюдаешь абсолютно бесстрастно, с дистанции огромного размера … Никакого сопереживания персонажам не возникает. Ведь с их судьбами зритель знакомится лишь бегло, и проникнуться их драмой не успевает… Здесь не то что нет положительных и отрицательных героев, здесь все какие-то «серые» и изначально обезличенные… так что даже бунт против обыденности оборачивается столь же тошнотворной пошлостью…

Плюсами фильма, на мой взгляд, являются:

1) сильная, хотя и несколько статичная — без оттенков и полутонов — игра актеров. Вероятно, подобный стиль игры, когда не все на виду, а многое, наоборот, скрыто от глаз, был задумкой режиссера, однако скупость в проявлении чувств — всегда «на любителя»;

2) красивые виды, завораживающая природа, по цветописи кино напомнило мне картины А.И. Куинджи;

3) фильм не то чтобы ставит перед зрителем серьезные вопросы, (их скорее, ставит сама жизнь), но, несомненно, навевает мысли о вечном.

Минусы:

1) непродуманный сюжет;

2) очень растянутое действие, состоящее почти сплошь из разговоров «ни о чем»;

3) ожидаемый финал — ага:);

3) не прорисованные характеры — поведение персонажей подчас кажется совсем уж ничем не обусловленным и попросту странным;

4) нет никаких попыток проникнуть в психологию людей, в этом плане мне не хватило глубины осмысления;

5) Ну, и еще, — не люблю я Кирстен Данст! ((( В молодежных комедиях она смотрится вполне себе органично, спору нет, но вот на роль «фарфоровой статуэтки» и этакой тонко чувствующей личности как-то не тянет…

***

Короче говоря, фильм я бы порекомендовала исключительно страстным поклонникам Ларса фон Триера. Для всех остальных жителей планеты просмотр может оказаться «особо монотонным убийством»… двух часов личного времени.