Здравствуйте!

 

Читая опусы лауреатов Нобелевской премии, все больше и больше разочаровываюсь.

Что такое этот роман?

Этот кирпич на 830 страниц представляет собой эпос, или же сагу, в которой на примере истории одной семьи Шангуань просматривается кровавая история Китая ХХ века.


Наверное, в каждой стране есть авторы с подобными трудами, у нас вспоминается «Тихий Дон» Шолохова. И аналогий с «Тихим Доном» много — та же деревня, тот же голод и выживание, та же жестокость мужчин к женщинам, тот же неистовый животный эротизм.

Роман разбит на семь частей, по какому принципу — я не поняла, ибо повествование течет словно река, и драматургической разницы между частями нет. Также осталось непонятным, почему одни главы очень коротенькие, а другие, наоборот, растянутые. Непонятна и рандомная смена повествования — то от лица главного героя — единственного сына Шангуань Лу, матери 8 дочерей, то от лица рассказчика.

Первая часть пошла хорошо и бодро. Антиэмоциональный сухой язык исторической хроники, описания различной грязи, запахов, колоритных зарисовок китайской деревни — все было ново и необычно.

Но потом интерес стал спадать. В принципе, все одно и то же — сплошная чернуха. Кажется, что автору было чем гаже — тем лучше. От многих ситуаций и описаний просто воротило. Художественно? Да не думаю, скорей, желание эпатировать.

 

Разберу плюсы и минусы.

Что понравилось:

1. жанр «Галлюциногенный реализм», при котором среди вполне реального повествования на прочих равных правах появляются призраки и персонажи китайского фольклора, типа лисы-оборотня, или превращения обычной крестьянки в божество Птицу-Оборотня. Даже некий легкий намек на зомби присутствует. Впрочем, эту тему автор не стал раскрывать.

2. Понравилось, что в традициях канона классического китайского романа, перед началом кратно описаны основные персонажи и их история. Немного странно читать сразу же, что эта сестра станет проституткой, а вот эта покончит с собой — но это свежо и колоритно. любопытно, но меня эти спойлеры ничуть не раздражали.

3. Я просто люблю Китай, и мне априори интересно все, что с ним связано

 

Минусы:

1. Настойчивое желание автора использовать чернуху. Все эти разлагающиеся на жаре трупы, блевотина, кровь по ногам, вываливающиеся кишки, смрад, избиения — сильно, но чересчур.


2. Однообразие. Дух объективной хроники. Нет эмоций, нет живых характеров, кроме что, разве, матушки Шангуань Лу. Все 8 сестер какие-то одинаковые, все разговаривают не как живые люди, а как полубоги: какими-то апокрифами.

3. Растянуто.

4. много титек. Я понимаю, что навязчивая идея главного героя — Цзиньтуна — это женская грудь. но читать 800 страниц про тыквочки, голубок, титечки, и прочие нежные описания — Too Much.


 

Я искренне не понимаю, за что тут дали Нобелевскую премию. Да, добротный кирпич, да, специфичный — но лично для себя я не вынесла не только ничего познавательного, но и банально удовольствия от чтения не получила.

Несколько раз ловила себя на мысли бросить это дело, но привычка все дочитывать взяла свое.

 

Совершенно спокойно не рекомендую. Ничего не потеряете.