НО НЕ В ТИТАНАХ СУТЬ
Для американцев этот фильм — прежде всего ремейк. Режиссер картины Луи Летерье в детстве был большим фанатом оригинальной картины. А для нас – как в первый раз.
Если вкратце, то это героическая крайне заштампованная история . one man stand.
Что касается штампов…
Начинается история эпично. Звезды. Нам говорится о масштабе событий. И далее сразу следует романтическая сцена с младенцем(!). Люди старины ровно стриженные, в модной нынче лохматости и в стиле бохо. Герой — простой парень. В первые же пять минут знакомства он говорит свою знаковую фразу (при этом камера как бы замирает и чуть наезжает на него — это такой восклицательный знак), он говорит : « У меня есть все, что мне нужно».
А дальше ( нас ведь уже размягчили) следует основной смысловой план. Люди vs боги. Озвучивается главная метафора фильма — метафора власти, причем демократической. Боги питаются поклонением людей. Неясно, что конкретно боги сделали людям плохого, но люди говорят: «Настал час, конец вашей власти!». Людская же власть чрезмерно честолюбива. Они хотят идти войной на богов только за то, кто будет считаться главным. Семья главного героя — мирные рыбаки — гибнет з-за этого.
А в семье честолюбивого царя — добрая царевна. Она — за народ. Этот же народ в последствии захочет пожертвовать ею.
Параллельно мы видим интригу внутри круга богов, где все остальные боги просто декорация для диалога между Аидом и Зевсом, между плохой властью и хорошей. Люди кидают вызов богам. С разрешения Зевса — настоящего папочки (отеческий образ, скупо отыгранный Лиамом Нисоном), который сердится на людей за непослушание , Аид устраивает террор с выкупом. Жизнь дочери или смерть города. Ах-ха-ха!
А герой- то – полубог! И это повод для шовинизма. Он считает себя прежде всего человеком и даже отказывается взять меч силы. Сцена типа «плохой /хороший полицейский». С битьем под дых, и — «ты, полубог, на кого работаешь?!». Но тут приходит начальник и говорит: «Оставьте его!»…
И это только начало… Далее следует история о путешествии с прохождением нескольких уровней: «пустыня», «медуза» и главная битва – «Кракен». Кстати о Кракене… Первую подробную сводку морского фольклора о кракене составил датский натуралист Эрик Понтоппидан, епископ Бергенский (1698—1774). Это из Википедии. Кракен это ирландскй монстр, из Пиратов Карибского Моря, похожий на гигантского осьминога. А древнегреческий кракен оказывается – этакая гигеровская Годзилла.
На самом деле, весь фильм состоит из штампов. Присутствуют:
-патриотическая речь перед битвой с превосходящими силами противника, речь о том, что «мы все сможем».
— тянущиеся руки умирающих родных, и потом герой кричит: «нееет!» .
— вокруг героя формируется команда характерных персонажей. Вся группа умирает.
— романтическая сцена, которую видит третий и кашляет. «Застигнутые любовники». Причем это всегда первый контакт и сразу кто-то видит парочку.
Хорош оказался тщательный подбор актеров. Все семитско-арабской наружности, аж до второго плана массовки. Кроме, конечно, актеров главных ролей и ролей второго плана. Те – американцы. Белые. Есть и свои «забавные братья». Такие персонажи – вместилища для разнообразия и характерности. В данном фильме им немного перепало внимания.
Эстетика фильма -под классическую фантастику 80х. Под комиксы. Гигантские скорпионы — как картонные. Но при этом медуза Горгона и остальные монстры откровенно нарисованы на компе, гладенькие и цифровые.
Это ремейк фильма 1981 года. Интересно как там было с погрешностям против мифа?
Есть там Джинны, которые тоже против богов, страшные и темные, но добрые, и главное — за наших. Что боги сделали им — тоже не понятно, просто это доказывает, что боги достали уже всех.
И девушка Персея – тоже вовсе не Андромеда? А третий слой, маргиналка Ио, которая живет вечно, но тем не менее человек. Так четче смысловая диспозиция главного посыла. Ее боги наказали за сексуальное неповиновение. Так же появилась и Медуза Горгона. Вообще, эта тема подчеркнута дважды, и это единственный озвученный грех богов. Домогательство.
Один момент мне понравился – финальная битва. Персей запустил мечом в Аида во время грозы, молния попала в меч, и меч с молнией — точно Аиду в грудь, чем его и отправило прямо в земной разлом. Та самая четкость, которая Голливуду удается на пять .
В конце Зевс простил людей и подружился с Персеем. Они, глядя в даль, вздыхают и говорят про Аида – «эххх, а ведь он еще вернется…» Герой снова повторяет свою знаковую фразу. У меня есть все, что мне нужно.
Зевс вообще-то на самом деле создал людей. Поэтому его власть естественна. Электорат, пытаясь забрать власть себе, естественным образом навлекает на себя гнев темной стороны власти – «брата Зевса». Все второстепенные герои умирают, а храбрость в борьбе и жертвы последнего героя — это Зевсом учитывается. Иерархия восстановлена. Его конечная власть нисколько не оспаривается героем электората. Героя интересовала только месть и адреналин. На самом деле Зевс — хороший. Он — отец. И герой признает свою природу.
Но — что касается экшена, здесь все в порядке. Время пролетело совершенно незаметно.
И кстати, слово «титаны» употреблялось два раза, но никаких титанов замечено не было.