Читала еще в подростковом периоде. Еще помню этот роман по хорошему радиоспектаклю, кажется, из первых лет века.
Набоков еще молод , его видение жизни, скорее ближе видению Франца — молодого любовника жены его дяди. Все герои — как карты в колоде — разобщены и связаны лишь формально — их связи — рациональны и формальны. Видимо, мизантропия автора обусловлена его одинокостью. Мир Набокова — мир плоских отталкивающих даже своими внешними особенностями героями — без задушвных свойств и живой жизни.
Этот роман — типичен для этого автора. Он не любит своих героев, как мир не ценит и отталкивает самого Вальдемара. Но если бы он сам пытался делать шаги навстречу обществу и восхищал его своими оценками и мудростью, и оно бы вряд ли осталось равнодушным. Но Набоков лишь по- детски транслирует свои обиды.
медленно отвернется циферблат, пооный отчяния, презрения и скуки; столбы, один за другим, начнут проходить, потянется платформа, увозя в неведомый путь окурки, билетики, пятна солнца; не вращая вовсе колесами, проплывет железная тачка; книжный лоток, увешанный соблазнительными обложками, – фотографиями жемчужно-голых красавиц, – пройдет; и люди, люди, люди на потянувшейся платформе – как мучительный сон, в котором и усилие неимоверное, и тошнота, и ватная слабость в икрах, и легкое головокружение, – пройдут, отхлынут, уже замирая, уже почти падая навзничь…
Марта как наиболее живая из всех персонажей уходит из этого мира первой — это холодный мир дельцов и циников.
Унылое чтиво на любителя. Герои вызывают отвращение, особенно Франц — жалкий трус и приспособленец. Его душонка прогнила и отравила жизнь Марты.