Переключая каналы вчера в ночи, наткнулись с мужем на фильм «Сатисфакция» с Гришковцом. К Гришковцу я отношусь хорошо. Вернее благожелательно-спокойно.
Сюжет таков: бизнесмен решает устроить алкогольную дуэль на выбывание с коллегой, который завел интрижку с его супругой. Тщательно продумав место, меню, составив вопросы на темы типа «Деньги», «Друзья», «Дети», «Одиночество», «Музыка» и пр. герой предлагает своему оппоненту диалог, эдакий обмен мнениями под видеозапись, с безмерными возлияниями и скромными закусками. В ходе бесед выясняется, что каждый из героев по-своему прав, каждый по-своему несчастлив и наоборот. А жена бизнесмена и не стоила вовсе подобных поступков)
Фильм нам не то, чтобы понравился или нет, 50/50, как говорится. Сама идея, возможно, неплоха, но, зачастую в нашем кино хромает её реализация. Идет обычное проговаривание,(даже не обсуждение)прописных истин, попадаются, конечно, весьма правдивые жизненные замечания, но…тема не раскрыта. Не хочу сравнивать с «Квартетом И» — ибо закидают меня их поклонники тапками, не разделяю восторгов и недолюбливаю я мажорно-пижонские разговоры) этих великовозрастных дядек в фильмах и спектаклях. Но , надо отдать должное, свои идеи реализует Квартет как по маслу: гладко, есть логика, продуманность, начало и конец, как говорится. С Гришковцом в этом фильме хуже…теряется нить, в кульминационном моменте выясняется банальная первопричина всего, всей возникшей ситуации и , собственно, комплексов главного героя. Ожидалось большего, напряжения, взаимодействия, собственно действия,игры, пусть и не суперэкшна, но уж хотя бы ТЕКСТА(!!!), такого, чтобы дух захватывало…Короче, смазали все. Что касается работы оператора, ну, неплохо, в некоторых планах так и вспоминаю Джармуша с его «Кофе и Сигаретами»)
Напомню, что есть неплохие фильмы , как раз о сатисфакциях подобного рода, но поизящней, поизощренней и посуровее: «Игра навылет»(1972)с Лоуренсом Оливье и Майклом Кейном, и, более современная экранизация того же романа :«Сыщик» (2007)с Джудом Лоу и Майклом-Кейном. Вот уж где реализация идеи, игра как актеров, так и игра, которую ведут герои, диалоги, напряжение и прочее.
А вот после фильма «Сатисфакция», да и после просмотра большей части российского кино последнего времени мне вспоминается старый анекдот: «Ипподром. Мужик стоит у букмекерского окошка и решает, на какую лошадь поставить. К нему подходит дряхлая костлявая кобыла и просит: «Поставь, добрый человек, на меня. Я хоть и страшненькая, но бывшая чемпионка, и сегодня в ударе, как никогда! Но на меня никто не ставит. Выиграю – сорвешь огромный куш!» Подумал-подумал мужик и решил поставить. В забеге старушка-кобыла рухнула на первом круге. Мужик бросается к ней и кричит: «Ну, что же ты меня надула?! Я так на тебя надеялся!», а кляча смотрит на него грустными-грустными глазами и говорит: « Ну , не шмогла я , не шмогла !»