Здравствуйте!
После ошеломляющего впечатления, которое на меня произвела книга Донны Тартт «Тайная история», я принялась за «Щегла», ожидая подобных эмоций.
Еще бы! 10 лет труда над романом, Пулитцеровская премия, 832 страницы мелкого шрифта, самые разнообразные отзывы, обещания, что в романе будет много про искусство, главный герой в виде картины доселе мне неизвестного «Щегла» Карела Фабрициуса, словно бы подчеркивающего мое невежество — все это обещало самый настоящий книжный приход.
Увы! Меня ждало мощное разочарование! Про искусство написано до жадности мало, лишь на последних страницах прописан интересный анализ «Щегла», да по роману рассеяны занятные комментарии относительно антиквариата, мебели, живописи.
В остальном же нам предлагается оттюнингованная версия «Дэвида Копперфильда». Представьте Копперфильда или Оливера Твиста в Нью-Йорке 21 века, который сидит на наркотиках, пьет водку с 13 лет, мошенничает, ворует, обманывает — и при это постоянно, вечно ноет, как же ему тоскливо и плохо.
По сути, Тартт прописала самую обыкновенную криминальную историю, соединив жанры воспитательного и плутовского романов. Первую половину романа читать было долго и нудно, потом, по нарастающей, Тартт все больше закручивала гайки и ускоряла динамику.
Мне не понравился ни один из персонажей, я не увидела ни морали, ни сильных поступков. Герой Тео Декер, от лица которого ведется повествование, постоянно впутывается в сомнительные аферы, бесконечно принимает наркотики, а его «друг» Борис, впутывающий его в проблемы — и вовсе вызывал отвращение.
832 страницы мелкого шрифта псевдофилосовских рассуждений, тоскливых описаний, иногда топтания на месте.
Никакой полезной мысли или вывода я не вынесла из книги. Лишь прочла очередную историю о неудачнике.
Не рекомендую.