Предыстория: о существовании этой книги я узнала из отзыва на одноименный сериал. Описание заинтриговало, я решила ознакомиться с продуктом))) Памятуя о том, что «книга лучше», нашла её и прочла, часов примерно за 5-6, в несколько заходов. Сразу могу сказать, что я не «махровый патриот», не идеолог, и все-таки, равнодушно к написанному отнестись не могу…

 

ПРЕДУПРЕЖДАЮ: СПОЙЛЕРЫ!!! Цитаты из книги содержатся в картинках под катом. Знакомьтесь с осторожностью…

 

Основная информация:

Человек в высоком замке (англ. The Man in the High Castle) — научно-фантастический роман Филипа Дика, опубликован в 1962 году.  Принадлежит к жанру альтернативной истории.  В русских переводах встречаются также следующие варианты названия романа: «Затворник из горной твердыни», «Человек из высокого замка».  В 1963 году книга удостоена премии «Хьюго» за лучший роман года.  Роман стал первым произведением в этом жанре, получившим столь престижную награду, что привлекло значительный интерес к творчеству Дика в частности и альтернативно-историческому направлению фантастики в целом.

Сюжет:

Действие происходит на территории бывших США в 1962 году, пятнадцать лет спустя после победы гитлеровской коалиции во Второй мировой войне и капитуляции США перед Германией и Японией.

 

Итак, нам предстоит увидеть альтернативный вариант истории, в котором страны гитлеровской коалиции одержали победу во Второй мировой войне. В романе одновременно развивают несколько сюжетных линий:

  • судьбы и развитие главных героев;
  • политические интриги между Германией и Японией;
  • распространение провокационной книги «И отяжелеет кузнечик» (в оригинале The Grasshopper Lies Heavy, в некоторых переводах «Саранча садится тучей» и «Из дыма вышла саранча»);

 

Начнем с персонажей. Главные герои книги раскиданы по всей стране, и, вроде бы, должны отличаться по полу, национальности, роду занятий. На деле же все различия стираются, когда очередной персонаж начинает думать о своей тяжелой судьбинушке, об итогах войны, о происходящих событиях… Сплошное нытье и нудеж. Даже Джулиана Фринк, названная «сильной женщиной», «самой красивой женщиной, …с божественной сущностью», начинает свой внутренний монолог с мыслей о суициде и унынии. Это переливание из пустого в порожнее становится тяжко читать уже на второй главе…


сильная женщина плачет у окна

сплошное горе от ума и гамлет.

Очень мало внимания уделено войне, послевоенным событиям и политике. Акцент смещен на японцев, дескать, они заполонили всю планету, киборги, и их культура здорово повлияла на все страны после войны. Серьезно, каждый второй персонаж — будь то американец, или махровый нацист — чуть что, начинает советоваться с Книгой гаданий И-Цзин. Эта Книга [Перемен], о которую мы спотыкаемся в каждой главе, всмотрится как скоморошество и не добавляет происходящему сколько-нибудь глубины, серьезности, мистики, или чего там хотел добиться автор.

 

Немцам (которые всего лишь начали вторую мировую…) тоже уделили несколько строк. Ну, вырезали население Африки. Сейчас, вроде, космос покоряют. Ну да зачем на этом подробно останавливаться. когда можно в очередной раз погадать на любимой Книге?!


для затравки — пару строк о послевоенных зверствах. И никаких подробностей, держим интригу!

К русским автор отнесся с душой:

 

 

по сюжету СССР капитулировал еще в 1941 году, и в событиях романа не участвует. С одной стороны, это странно. Отменить СССР — как отменить гравитацию, из области фантастики…

С другой стороны, я даже рада, что в компанию к «желтозадым макакам», «черномазым», «китаезам», «продажным янки» и «нацикам» (все эпитеты взяты из книги) не затесался русский. В этой стыдобе участвовать не хочется.


…ездят на яках. А как же медведи?

Есть еще один момент… «И отяжелеет кузнечик». Святой грааль романа, макгаффин, на котором замыкаются все сюжетные линии. Этот роман внутри романа описывает альтернативную версию истории, где Германия не победила… Этот роман для персонажей «лучик света в темном царстве», они тянутся к его (!!!) мудрости, истине и т.д.

  *

*

*

Автор Готорн Абендсен описывает альтернативную историю, где Германия и её союзники потерпели поражение в войне.   Несмотря на то, что события описываемые в романе ближе к «нашей» реальной истории, полностью они с ней не совпадают и реализуется третий сценарий.   Роман запрещён в Германии и на оккупированных ею территориях, но в Японии и её колониях продаётся свободно.   В романе Абендсена Рузвельт выжил после покушения 1933 года, но отказался идти на третий срок в 1940 году.     Президентом стал Рексфорд Тагуэлл.    Он спас Тихоокеанский флот, выведя его из Перл-Харбора и, тем самым, обеспечил США победу на море.     Великобритания же предстаёт могущественным в индустриальном и военном отношении государством, проделавшим бо́льшую часть работы в войне.     Как и в реальной истории, англичане одержали победу над Роммелем в Северной Африке, но в мире «Кузнечика» они двинулись через Турцию на территорию СССР, где, соединившись с остатками Советской армии, одержали победу в битве под Сталинградом.     Италия отвернулась от Германии. В конце войны британские танки штурмовали Берлин, копируется действия советской армии в реальной истории.После войны Черчилль всё ещё правит Великобританией.     Чан Кайши, победив Мао Цзэдуна в гражданской войне, возглавил Китай и установил тесные торговые и политические связи с США.    Таким образом, две супердержавы (как и в реальной истории во время холодной войны) соперничают за мировое господство.     В конечном счёте Британия оказывается сильнее и становится доминирующей державой.

Это было опубликовано в 1962 году. В нашей реальности в этом же году Хрущев грозил «показать Кузькину мать» во время карибского кризиса; за год до публикации романа СССР отправил в космос первый пилотируемый космический корабль с космонавтом, в 56 году СССР участвовал в подавлении Венгерского восстания, в 54 введена в эксплуатацию первая в мире АЭС — Обнинская.

В свете вышеназванных фактов «альтернативная история» Кузнечика смотрится как влажные, несбыточные мечты автора.

ИТОГ.

Читать не рекомендую.

Написано сумбурно, бессистемно, поверхностно.

Большую часть повествования занимает мистическая ерунда и душевные метания персонажей.

Единственные положительный момент, который я выявила: знакомство с этой книгой заставило обратиться к истории и изучить заново основные ее события.

 

Спасибо всем заглянувшим.