Здравствуйте!

 

В детстве я мечтала о супер-способностях: мне очень хотелось уметь быть невидимой, читать мысли других, летать без крыльев… Ах, есть что-то сладостное в таких фантастических мечтаньях.

«Книга жалоб» привлека случайно прочитанной аннотацией — такой сказочно-мистический сюжет, столько можно нафантазировать, как же не прочитать такую вещь, тем более, что неоднократно слышала хорошие отзывы об авторе! В общем, заинтриговалась я серьезно.

А зачин истории такой: существует в мире некий таинственный «клан» демонов в обличье простых смертных, которые называют себя «накхами». Накхи обладают удивительным даром «слизывать» чужую судьбу. Их потенциальные жервы — люди, находящиеся в подавленном депрессивном состоянии, которые расслабляются, раскисают, сидят по кафешкам, плачут, горюют и проклинают свою жизнь. И вот в этот-то момент накх проникает в свою жертву и проживает чужую жизнь день за днем, год за годом. Жертва не умирает, не мучается, но после такого «вторжения» не может испытывать всю глубину чувств. Вместо того, чтобы влюбиться, такой человек скажет — «кажется,я влюблен», вместо радости подумает — «вроде бы неплохо». Накхи в какой-то степени похожи на дементоров Роулинг, эмоционально «высасывая» душу своей жертвы.

И вот в февральской слякотной Москве опытный накх Максим случайно встречает в кафе гадалку Варю, которая еще не подозревает о своем демоническом даре. Далее герои знакомятся, Максим говорит ей о ее способностях, обучает, воспитывает, и попутно, между героями возникают романтические отношения.

В книге присутствуют две композиционные особенности: каждая глава ведется попеременно то от лица Максима, то от Вариного, объемно раскрывая (по замыслу) происходящее с двух точек зрения. А вторая особенность — каждая глава называется «Стоянка» и сопровождается астролого-магической информацией (Знак, градусы, восходящие звезды, магические действия). Видимо, эти «оригинальные приемы» призваны придать книге какую-то… уникальность, что ли…

В принципе, все интересное на этом заканчивается. Дальше начинаются тоскливые ужасы.

Ну, во-первых, я не понимаю, зачем автор решила писать от разных лиц: следующая глава дублирует слово в слово предыдущие, сказанное другим героем. Стилистически между Максимом и Варей нет никакой разницы. Одни и те же слова, фразы, мысли… Нет разницы, мужчину читаешь или женщину. Подобный прием использовала Оксана Робски в «Про любoff» — но там это действительно выглядит свежо.

Тускло описаны, собственно, погружения героев в судьбы других людей — такими же словами и в таком же стиле, на котором выдержана вся книга. Полный провал для сюжета. Здесь явно нужен Фаулз. Слабо-слабо-слабо

Во-вторых, язык книги отвратительный. Выспренный, надуманный, ни один человек так не выражется никогда.

Все мои прежние «страшно», все мои «мамочки», даже ахи безмолвные, утробные — это, оказывается, были цветочки. А вот теперь — да, теперь ягодки пошли. Созрели вишни в саду у дяди Вари. Какие, впрочем, к чертям скинячьим, вишни? Мой нынешний ужас — ягода-арбуз. Зеленая, как тоска, полосатая, как тигр, да еще и кубической формы, на новомодный японский манер, чтобы углами в сердечко тыкаться, не умещаясь в груди.

Это что, простите, за литературный высер? Откуда можно взять такую идиотскую провинциальную манеру письма? Это же дурновкусие какое-то. И вот таким языком вся книга. Под конец уже тошно от этих неестественных фраз становится

Сюжет разворачивается неспеша, скучно. Самая-то фишка — погружения в судьбы — написаны до отвращения буднично и неинтересно. Отношения между героями какие-то надуманные, пресные, притянутые за уши.

 

В целом — скучное тягомотное повествование, написанное старомодным, провинциальным языком.

Ни в коем случае не рекомендую — это отвратительное чтиво!

Итог: классная идея, безжалостно загубленная слащаво-муторной женской прозой немолодой одесситки