Я несколько лет принципиально не хотела смотреть этот фильм. Почему-то я была убеждена, что экранизация будет в высшей степени не достойна оригинального произведения. Но недавно подумала: чем черт не шутит, ведь смогли же снять «Мастера и Маргариту», не испортив булгаковского текста, вдруг, и Бондарчук не ударит в грязь лицом. Как я была наивна и глупа. Нужно было слушать внутренний голос.
«Обитаемый остров» Аркадия и Бориса Стругацких — совсем не тот «Остров», который показал Бондарчук. Вся глубина произведения, весь его смысл были слиты в угоду, простите, недалеким подросткам, вскормленным игровыми шутерами и кинематографическим мочиловом. По-другому никак и не скажешь.
Буквально с первых минут — с титров — вызвало возмущение то, что братьев Стругацких не сочли нужным даже назвать по именам. А дальше начался сам фильм. И море недоумения и негодования только пополнилось.
Исчезла глубина, исчезла сама идея произведения. В оригинале все цельное и гармоничное, осмысленное, морально сформированное. В оригинале четко прослеживается вся сила переживаний главного героя, его последующее становление, формирование взглядов и характера (блин, слишком заумно звучит). Проще говоря, у Стругацких Максим развивается, он взрослеет, его тонкая душа претерпевает множество изменений, его взгляды от главы к главе становятся более зрелыми. Перед ним постоянно встают серьезные дилеммы, видна внутренняя борьба, переживания.
В фильме же ГГ на протяжении двух серий так и остается вялым, аморфным юношей, которому, по-хорошему, надо было заняться стриптизом, а не исследованием новых планет, и уж, тем более, не борьбой с существующим режимом. Единственные сцены, которые ему более или менее удаются, те, в которых он переходит на крик. Хоть какое-то проявление той бури эмоций, которая кипит в Максиме Стругацких.
Очень обидно было за голованов. В оригинале этот вид крайне похож на собак, только с большими головами. И во второй части произведения есть конкретные строки о том, что Щекн (этого в экранизации уже не было) в определенных случаях очень умело притворялся собакой. В фильме же из бедолаг голованов сделали непонятных монстров, вызывающих больше страх или отвращение.
А монолог колдуна? С какого перепоя вообще режиссеру пришло в голову его вставить в фильм и так обыгрывать, если все остальные философские мысли он решил проигнорировать? Зла не хватает. В книге у этого монолога был глубочайший смысл и не менее глубокое влияние он оказал на становление характера Максима. И все это было естественно, вписывалось в контекст. А в ленте он воспринимается просто как некая экзотическая изюминка. Бредовая такая изюминка, которую вставили совершенно бесцельно. Она выглядит нелепо и даже комично без всех предыдущих и последующих философских вещей.
А этот файтинг между Максимом и Странииком в финале? — Полный бред. Не хватало экшна, что ли? Показали прямо какое-то противостояние добра и зла. Антагониста и протагониста. Совершенно бессмысленное, глупое и, прямо признаться, даже идиотское, если учитывать, что в дальнейшем — уже на Земле — Максим работает на Странника и без лишних вопросов выполняет его распоряжения.
В общем, даже не знаю, какое слово лучше подойдет: «абсурд», «бред» или что-то не столь цензурное.
Единственное, с чем справилась съемочная команда — это со спецэффектами. Вот здесь все на уровне. Прекрасно. Но не стоило брать для демонстрации этих возможностей великолепное произведение и превращать его в хлам.
Оценка — крайне негативная. Фильму — минус миллион. Спецэффектам — плюс пять (заслуга исключительно 3D-моделеров и мэт-пеинтеров). Смотреть не стоит. Лучше причитать 5, 10, 20 раз произведение Стругацких, оно каждый раз открывается с новой стороны. Оно настоящее, живое, человеческое. А фильм — жалкое подобие, не имеющее даже тени таланта Аркадия И Бориса Стругацких.