«Лествица Владимира Красное Солнышко» (производство: ООО Киновидеостудия «Евразия» и студия «Монтаж аттракционов», 2004 г.), представляет собой вторую часть трилогии «Сага древних булгар». Первая часть тоже посвящена истории древней Руси и называется «Сказание Ольги Святой», но найти этот фильм в продаже или в сети Интернет не удаётся.
В «Лествице» задействовано много известных актёров: Александр Филиппенко, Леонид Куравлёв, Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Элина Быстрицкая, Василий Лановой, Елена Цыплакова, Борис Хмельницкий, Анна Михалкова. Внушителен список спонсоров: Международный общественный фонд развития киношкол им. С. М. Эйзенштейна; Оргкомитет Правительства Российской Федерации по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию Двухтысячелетия Христианства; Правительства Татарстана, Казахстана, Кыргызстана; Федеральное Агентство по культуре и кинематографии России. Производит впечатление и длинный список консультантов по истории, этнографии, архитектуре и оружию, среди которых попадаются столь известные имена, как Д. С. Лихачёв и Л. Н. Гумилёв. Однако учитывая, что некоторые консультанты умерли значительно раньше, чем был снят фильм (Л. Н. Гумилёв в 1992 г., Д. С. Лихачёв – в 1999 г.), вызывает сомнение, что они могли консультировать создателей фильма. Конечно, учитывая столь внушительную команду актёров, консультантов и список спонсоров, мы вправе рассчитывать на то, что фильм окажется либо шедевром, либо чем-то приближенным к нему. Так ли это?
Увы… Фильм получился откровенно дешёвым в плане качества картинки, декораций, а главное, сценария. Поступки и речи персонажей плохо мотивированы, психологически не достоверны. Впечатление портят весьма сомнительные «комические» сцены (например, булгары по-русски кричат друг другу: «Нахрена дохрена похреначили? Выхреначивайте нахрен!»). Некоторые сценарные линии прямо игнорируют сообщения исторических источников, другие, напротив, слепо им следуют, несмотря на их явную легендарность. Например, мы видим поэтичную сцену сватовства князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, хотя по сообщению Лаврентьевской летописи он изнасиловал её на глазах у родителей после взятия Полоцка; зато с полным доверием отнеслись создатели фильма к летописному рассказу о том, что Владимир ослеп после взятия Херсонеса и лишь крещение вернуло ему зрение. Показано, как Владимир из жестокого и своевольного язычника, запросто приказывающего казнить своего брата – князя Ярополка, постепенно превращается в высокоодухотворённого человека, мудрого, всепрощающего, пекущегося о Руси и вере христианской. В том и смысл названия фильма – Владимир восходит по лествице духовного самосовершенствования, в соответствии с книгой «Лествица» Иоанна Лествичника.
Также полновесной святой показана княгиня Ольга, о которой часто вспоминают персонажи фильма. Её внуки — князья — почему-то называют Ольгу бабой Я́гой. То есть, по мысли создателей фильма, баба Яга — это княгиня Ольга, что, разумеется, вопиющая глупость. Ольга появляется в самом финале фильма и произносит молитву-проповедь о вразумлении людей и обращении их к добру и свету. Интересно, конечно, что там наснимали про Ольгу в первой части трилогии, но явно её образ также постарались обелить, как и образ князя Владимира. (Кто не понял, о чём речь, может почитать про её месть древлянам.)
В фильме много патетических речей на религиозную тему и церковных песнопений, икон. В целом, фильм можно охарактеризовать как державно-государственную проправославную агитку, прославляющую святого князя Владимира, избегающую острых тем (благоразумно обойдена вниманием история крещения Новгорода, хотя Добрыня и предвидит, что ему придётся крестить город «огнём и мечом»), и пропагандирующую извечную дружбу народов (показательна «политкорректная» поговорка, вложенная режиссёром-татарином в уста правителя Волжской Булгарии: «Незваный гость хуже хазарина»).
Да, понятно, что нам нужна некая государственная идеология, нужно сплачивать многочисленные народы, живущие в России, в единую нацию — это нормально и полезно. Но не такой же ценой! Зачем перевирать исторические источники и делать из сложных противоречивых фигур нашей истории каких-то картонных праведников?! В своё время Владимир, до того, как принять христианство, воздвиг недалеко от своего терема капище с языческими кумирами. Теперь, как ни странно, самого Владимира превращают в кумира. Таковы парадоксы истории…
А ещё фильм откровенно скучный. С другой стороны, чего ещё ожидать от агитки? Не рекомендую к просмотру — всё равно мало кто выдержит до конца.