Хотя я дала себе слово смотреть один отечественный фильм раз в полгода и на ближайшее время эту задачу уже выполнила, «Левиафана» глобусоносного режиссера Звягинцева я посмотрела. Ну, типа я такой стахановец- мазохист. Собственно, после сказанного уже понятно (и еще раньше понятно, по заголовку, ага), насколько я оценила очередной «шадевр» отечественного кинематографа, по которому давно плачет живительная эвтаназия. Нет, ну серьезно, когда снимают подобное, ни о каком «возрождении» речи идти не может. В сад. Ф топку. В газовую камеру. Куда угодно, потому что, на самом деле, плохое кино- это полбеды. Беда- это когда как в данном случае- картонная лажа, оскорбляющая и тех, кто в этом участвовал и кто это смотрел. Такое не лечится, наверное. Лучше просто прибить лопатой, чтоб не мучилось. Оно гуманно, опять же. А гуманность нынче в бааальшой моде.

«Левиафан» я посмотрела без всяких там надежд на то, что «вдруг на этот раз все на самом деле на уровне и похвалы заслуженные». Вы скажете- ага, вот ты и попалась, которая кусалась, предубеждение и все дела. Но нет, все не так. Я просто не ожидала от фильма ничего, ни хорошего, ни плохого. В итоге после просмотра у меня осталось ощущение какого-то жуткого  вранья, унылой чернухи и попытки режиссера заплевать все, что попадает в поле его зрения. Уж не знаю, в погоне ли за Глобусами, Оскарами и прочими побрякушками, либо просто, из любви к искусству и нелюбви к своим соотечественникам. Вот руки захотелось помыть, серьезно, потому как после просмотра фильма у меня было чувство, что я вляпалась с размаху в то самое.

Левиафан- очередной фильм о том, как у нас все плохо, какие мы сволочи, свиньи и гады, и о том, что выхода из этого нет и не будет.

Сюжет проще пареной репы- у некоего Николая, который живет в богом забытом городишке, местный мэр решил оттяпать участок земли, на котором стоит дом- развалюха, построенный еще его отцом. Николай не согласен с этим, но, поскольку сам поделать ничего не может, вызывает из столицы своего приятеля- адвоката с каким-то компроматом на местного градоначальника.

То, что хорошего не жди, ясно с первых же кадров. Унылое серое небо, такого же цвета море, разруха повсюду, все это даже не намекает, орет- смотрите, в каком г…не мы живем. У нас именно так и никак иначе.


 










 

Если вы вдруг подумали, что это фильм о том, как маленький человек противостоит системе, тому самому «левиафану», то бросьте эту мысль сразу- здесь никто никому и ничему не противостоит.  Или же весь протест заключается в неумеренном употреблении водки, бесконечным матюкам на кухне в обществе жены и сына- подростка, да стрельбе по портретам ненавистных и уже покойных вождей. Ах, да, московский приятель- адвокат и некая папочка с грязным бельем. Но все это показано вскользь и просто для хронометража, так что развития эта линия не получает. Зато другие показаны излишне подробно.

Например, тема пьянства. В фильме пьют все. Вообще все, подросток- сын, жена, сам главный персонаж, его друзья и их жены, мэр, поп, к которому за советом ездит тот самый мэр, короче, просто непьющих персонажей здесь нет. Бухают много и по поводу и без него, так что смело можно говорить, что бутылка водки здесь- не реквизит, а вполне себе полноценный персонаж фильма, странно, что не указана в титрах. Именно так видит режиссер своих соотечественников- вечно пьяное, вонючее, тупое быдло, которое глушит водяру стаканами или просто из горла, даже не давая себе труда закусывать. Это очень по- русски, правда? Вы уже начали ваш день с обязательной чекушки на завтрак?





Мат. Герои фильма не ругаются матом, они им разговаривают. Вы тоже выражаетесь с утра и до вечера, на работе, дома, при детях, старших, просто незнакомых людях? Я не ханжа и да, тоже иногда могу отпустить пару слов покрепче, но разговаривают матом в моем понимании те, у кого на нормальную речь просто не хватает содержимого черепной коробки. Что хотел сказать режиссер? Что у нас страна дебилов, олигофренов и прочих отсталых, бескультурных к тому же? Те, кто почитает опус режиссера Звягинцева шедевром, вы тоже так считаете, да?

Коррупция. Если верить фильму режиссера Звягинцева, у нас продажны все. Мэры, чиновники, прокуроры, менты, попы и даже мы сами тоже продаемся на каждом шагу. При этом цена вполне посильная. Налетай, не скупись!

Падение нравов. Ну, поскольку об обсценной лексике и беспробудной пьянке уже сказано выше, давайте перейдем к еще одной животрепещущей теме, а именно половой распущенности. Правда, к описанию того, что творится в этом глобусоносном типа артхаусе подошло бы более крепкое слово, как раз из лексикона его персонажей, но у нас тут приличный сайт, потому оставлю вам самим догадываться, что там за слово, а по теме скажу вот что. Режиссер видит российских женщин в крайне неприглядном свете, в нем же их и показывает. Судя по всему, он свято верит в то, что любая из них всегда готова на приключения интимного свойства, когда угодно, с кем угодно, за что угодно и без этого что, просто потому, что вот сейчас ей этого захотелось. Свобода нравов, ага. Нет, есть такие мамзели, но они суть явление интернациональное, здесь же явный посыл- любая у нас готова с кем попало, лишь бы москвич или кто там еще.

Так что, за пьянками, гулянками, матюками и откатами времени на борьбу с «левиафаном» и не остается, режиссер об этом упоминает очень скупо, поглощенный всецело смакованием и обсасыванием грязных сторон нашей пропащей жизни.

Левиафан- тот фильм, где не один персонаж не вызывает у меня не только симпатии, но даже грамма сочувствия. Каждый из персонажей омерзителен, и так и хочется сказать- ребята, да так вам и надо, и отлично, и замечательно, что с вами случилось то, что случилось, этого только вы и заслуживаете, глупые карикатуры на людей.Либо вообще никаких эмоций не вызывает, потому что серый и бесхарактерный, как будто и не настоящий. Кроме всего прочего, каждый из них какой-то статичный, картонный и абсолютно не живой, может быть, у всех у них нет совести, мозгов, или просто человеческого облика, но ни в одном из них нет жизни. Я не верю, что это вообще люди, это просто актеры, играющие, кстати, плохо.

Главный герой, страдалец и алкаш Николай… а что о нем еще можно сказать, кроме этого? Ничего, кроме того, что это неотесанное, грубое и агрессивное быдло, не расстающееся с бутылкой водки. Если надо было бы сыграть такого, то актер справился, иначе- эпик фейл. Много ли надо таланта, чтобы судорожно стискивать тару с горючим, смолить папироски, ругаться непечатно, да время от времени придавать лицу зверское выражение? Николай- не современный Иов, не страдалец, не борец за правду, он просто обычный алкаш и гопник. Потому-то его вопрос на тему- а за что со мной случилось то, что случилось, за что бог поступил со мной так, выглядит какой-то дикостью, чуть ли не кощунством, даже для меня, хотя от христианской религии я ого как далека и не отношусь к ее последователям. Бог тут, имхо, не причем, при чем тут бог, когда ты сам вот такой.











Жена Николая, Лилия, ему очень под стать. Такая же любительница бухнуть, с вечно недовольным выражением лица, готовая на приключения интимного свойства с кем попало. Были у нее чувства к мужу? Не верю. Были ли чувства к другому мужчине? Не верю тоже.

Что касается актрисы, исполнившей ее роль, то у меня создалось впечатление, что гулящая бабенка средних лет, замученная мужем- алкашом и убогим бытом- ее единственное амплуа. Я ее уже видела в подобной роли, и, поверьте, она везде одинакова, статична, с кислой миной на лице, даже в кофты она кутается теми же жестами. Что она играет, если весь фильм ходит с отсутствующим выражением лица и глазами, где нет даже проблеска мысли?







Сын Николая от первого брака- обычный подросток, истеричный, в самом припадке своего возраста. Никаких по поводу него эмоций у меня не возникло, ни хороших, ни плохих, ни желания надрать ему уши, ни отвесить подзатыльник, ни сочувствия к его проблемам. Слишком безликий и невзрачный персонаж.



Друг Николая, столичный адвокат, приехавший ему на помощь, да с этой помощью и облажавшийся, ну, это типичная роль актера Вдовиченкова, он во всех фильмах играет одно и то же- крутой мэн, с каменным лицом, и пустой черепной коробкой, никак не желающий выйти из образа бандюгана из давно минувших 90-х, не желающий уяснить, что бандитские времена таки прошли, канули туда, куда им и дорога.





Друзья Николая и Лили, семейная пара, уж не помню, как их зовут, тоже не вызывает симпатий. Вечно бухой дорожный мент и вульгарная бабец, неухоженная, громкая, какая-то назойливая и противненькая. Сочувствовать и сострадать таким? А зачем? Они вроде как и без того не пропадут. И вообще они неприятные.




Мэр города, тот самый тиран и сатрап- да тоже без эмоций, просто утрированный донельзя образ современного чинуши, которому выпало в жизни присосаться к какой- никакой кормушке, ну, он и пользуется, его за это обвинять? Или тех, кто ему это позволил?




Актер, исполнявший роль главгада, то есть жадного и коррумпированного градоначальника, на мой вкус, перестарался, оттого мэр выглядит не злодеем, а каким-то жестким трешем. Все в нем слишком и видно сразу- переигрывает актер-то.

Остальные персонажи- те же друзья Николая, или служители культа, богатый, этакий «крестный отец» и бедный, вышли просто блеклыми и невзрачными, о них и сказать толком нечего.



 



На самом деле, рецепт Золотого глобуса прост- нужно показать, в очередной раз, русских всего лишь вот такими


и готово, заграничная престижная награда в кармане, и о тебе говорят, и смотрят твою лажу, и даже находят в ней некий сакральный смысл, но его-то при желании можно найти и в черенке от лопаты, был бы повод. Я же в этом фильме не вижу ничего, кроме гаденькой и подленькой работы на ту награду, вот они мы, какие, вот вам вся наша изнанка, начинка, содержимое, как есть, наплевать, что на самом деле все это вранье. Знаете, почему я так в этом уверена, ну, в том, что режиссер сознательно очернил свою страну, не в чистенькой же Европе или Америке он живет и не в Голливуде свои опусы снимает? Да потому, что я живу в подобной же глубинке, и среди моих близких, друзей, знакомых, вот таких людей, как Николай, его жена и прочие, просто нет. И на работу ходят, и детей растят, хороших детей, кстати, и не проводят вечера с бутылкой, и матом не разговаривают, и дома у них порядок. Или вокруг меня какие-то уникумы, или режиссер-то, глобусоносец наш, просто соврамши. В погоне за заграничным золотом.