Отношение к этому фильму у меня изначально было предвзятое. В истории Соединенных Штатов разбираюсь вполне. Много книг прочитала по теме гражданской войны Севера и Юга. И фильмы подобные «12 лет рабства» не люблю из-за их гиперболизации «страданий» чернокожих людей. Но тем не менее посмотреть мне эту картину пришлось из-за моего молодого человека, которому этот фильм расхвалили его коллеги по работе.
Для разбора ленты не будем углубляться в американскую историю. Увы, даже ее знать хорошо не требуется, чтобы события фильма казались по меньшей мере нелепыми и странными. Достаточно банальной логики среднестатистического человека, чтобы понять что сценарий чистейшая фикция. Он бездарен и глуп.
И если начало у «12 лет рабства» хоть и занудное, но еще сносное, то все что происходит после попадание Соломона в неволю я иначе, как дичайшим бредом назвать не могу. Сценарист вообще знает кто такой плантатор? Или зачем нужны были плантации? Они как бы не для того, чтобы там мучить и унижать несчастных чернокожих были построены, а для получения прибыли. Плантатор это по сути фермер-бизнесмен у которого вместо наемных рабочих были рабы. В фильме нам владельца плантации показывают каким-то психом садистом, которому плевать на свой бизнес, он им вообще не занимается, он только и делает что напивается, систематически насилует главную героиню и избивает рабов чуть не до полусмерти. Напоминаю, что раб рабочая единица. Больной и искалеченный раб работает плохо, а мертвый не работает вообще. Рабы между прочим стоили не мало. Не каждый белый человек мог позволить себе купить чернокожего слугу, это было дорого. И вы хотите сказать что Эдвин Эппс (плантатор), так вел свои дела и его бизнес не развалился. Серьезно?
Но не будем останавливаться на образе главного антагониста фильма. Его супруга Мэри тоже полна «сюрпризов». Она не уступает своему мужу. Ее образ так же «прекрасно» прописан и полон «дыр». Я конечно понимаю, что сценарист пытался показать ее спятившей от ревности стервой, но получилась просто спятившая. Половина из ее речей вызывали недоумение, а порой и смех.
Главный герой тоже не вызывает никакого сочувствия. Актер на протяжении всего фильма, в лучших традициях Беллы из «Сумерек» старательно отыгрывает одну единственную эмоцию. Я конечно понимаю, страдания, работа и все такое, но персонаж по сути абсолютно картонный. В нем нет человечности и силы и других важных качеств которые обычно присущи хорошим прописанным персонажам. У него по сути то даже слова одни и те же, постоянно. «Я Соломон Нортап, Я свободный человек. Я не раб.» — это все что он говорит на протяжении всего фильма. Лишь слова меняются местами. Обратите на это внимание.
В заключении хочу сказать, что это действительно очень, очень плохой и бездарный клишированный фильм. Впрочем, как и многие картины, получившие Оскар.