Серия Break Blade — шесть короткометражных фильмов, снятых по одноименной манге, плюс крошечный фансервисный «типа смешной» спешл. В 2014 году вышла еще компиляция всех фильмов в более привычном «сериальном» формате, но ее я смотреть не буду — говорят, новых сцен там кот наплакал, а старые меня уже в фильмах успели утомить.
Скажу сразу, я не фанат мехи как жанра. Тайтл я вообще скачала только потому, что я смотрю вообще все подряд (я не утрирую ), не особо полагаясь на рейтинги, отзывы, жанровую принадлежность и прочий опыт предыдущих поколений, потому что иногда жемчужины попадаются в самых неожиданных местах… Кхм, вернемся к «Сломанному мечу». Увы, это ни в одном месте не жемчуг.
Вселенная сериала принципиально отличается от нашей с вами привычной реальности только одним маленьким нюансом: здесь все люди с рождения обладают способностью управлять кварцем. Тупо звучит, правда? Вот им, видимо, тоже так кажется, поэтому они сию способность гордо именуют «магией», хотя вообще это скорее какая-то эволюционная мутация — в первой серии упоминается, что «древние» такой способностью не обладали. Так что жанр «фэнтези с мехами», который половина комментаторов тут же радостно приклеили к сериалу, я бы заменила на «ненаучная фантастика». Ну вот, а раз уж у них такая удобная способность на ровном месте внезапно развилась, они и всю свою технику делают из кварца, поэтому главный герой и его брат, которым не посчастливилось родиться самыми обычными в нашем понимании людьми — без магии — в этом мире оказываются почти инвалидами. Транспорт, оружие и прочие достижения науки и техники Райгарту и Легацу недоступны, но вообще говоря не такая уж это и трагедия, правда? Не в технологиях же счастье! Можно найти свое призвание в фермерстве, например. Ага, щас. Вместо этого любящий папаша, воспринявший рождение детей без магии как личный позор (!!), поскреб по сусекам и отправил-таки старшего сына учиться в военную академию в надежде на то, что вдруг гранит науки ВНЕЗАПНО активирует в его лодыре спящие способности. Вместо этого через пару лет у семьи ВНЕЗАПНО кончаются деньги на обучение и Райгарт возвращается к родным вилам. Возвращается, кстати, не совсем с пустыми руками — в академии он завел пару хороших знакомств, типа наследного принца своей родной страны, а еще брата министра обороны (или что-то в этом роде) из страны соседней. Связи — наше все! Поэтому, когда между этими странами ВНЕЗАПНО начинается война, ставший к этому времени королем принц Ходр вызывает Райгарта в столицу. Прикинь, говорит, там против нас старина Зесс воюет. Ты ж нас в академии все время мирил, давай может опять по старой дружбе помиришь.
Нелогичности в сериале начинаются буквально с самого начала, но первое время не так сильно режут глаз — все кажется, что вот в следующем фильме нам это, наверное, объяснят. Ну или в середине. Ну или хотя бы к концу последнего фильма. Поэтому после финальных титров шестого фильма я, так и не дождавшись никаких ответов, осталась в некотором недоумении. Специально еще промотала посмотреть, что там после титров, вдруг последние несколько секунд все объяснят или хотя бы Ник Фьюри придет и завербует в мстители. Сцена после титров была. Показали цветочек.
Так вот, о нелогичностях. В столице нашего Райгарта встречает прекрасная златоволосая королева Сигюн. Сигюн тоже училась в академии и явно неравнодушна к голубоглазому фермеру еще со школьной скамьи, но она уже замужем за Ходром. Ну, думаю, щас любовные треугольники пойдут. Но выяснилось, что и Ходр к своей королеве если и питает какие-то чувства, то скорее дружеские или братские. И я даже на этот счет не уверена. В академии они вроде дружили, а сейчас, будучи женатыми, вообще почти не общаются — живут в разных помещениях, особо не видятся и не разговаривают. Не то, чтобы конфликт какой-то был или ссора — просто равнодушие. Что это вообще за отношения и нахрена было жениться? Не получился треугольник, отрезок какой-то любовный получился.
Вообще жизнь у бедной королевы не очень. В комнате у нее только кровать размером с полторы моих кухни, чайник и овер 9000 одинаковых коричневых книжек, наваленных на пол (причем по-моему так ни разу и не показано, что она их хотя бы открывает). Из одежды в наличии только трусы, прозрачная маечка и красный плащ с капюшоном. Охраны почти нет. Захотела взять к себе пленницу из вражеской армии в качестве питомца — пожалуйста, оружие отобрали и все. Никого не волнует, что прошедшая армейскую подготовку юная валькирия может нежную королеву, например, задушить.
Дальше — больше. Война. Райгарту выдают древнюю меху (в прямом смысле древнюю, ее археологи нашли ), в которой не используется кварц, поэтому он может ей управлять. Более того, ей может управлять только он. Почему — так и не объяснили. Меха тоже не то чтобы вундервафля, она выше и дальше прыгает, чем современные кварцевые — вот, собственно, и все. Зато у нее примитивное управление с рычагами и педалями, нет стрелкового оружия, очень ограниченное время работы без перезарядки, да и пилот из Райгарта так себе, что неоднократно подчеркивается на протяжении всех шести фильмов (логично вообще-то, он как бы фермер по профессии). Почему от этого чуда архаичной техники, по мнению короля и военного командования, должен зависеть исход войны — тоже неясно. Отдельный маразм — назначение руководителем боевого отряда буйной неуравновешенной Нарви, которой видите ли нельзя сообщать о смерти бывшего наставника — командовать не сможет. Да что это за офицер такой вообще? Ну есть же у нее нормальный вменяемый старший брат, поставили бы его главным. Фееричный по дебильности эпизод с дуэлью Райгарта и Дзирга уже не раз упомянался другими комментаторами, но я про него тоже напишу. Поддаться на детскую провокацию пусть и своеобразного, но товарища по команде, и устроить истеричную драку на поле боя СО СВОИМ, тратя энергию, боеприпасы, силы в конце концов, когда в паре километров от тебя враги крошат твой отряд на винегрет — это надо додуматься. Внезапный приступ альтруизма у Дзирга в следующей сцене добивает окончательно. Его поступок не соответствует ни характеру персонажа, ни логике ситуации в целом, и выглядит просто нелепо. Говорят, в манге этот эпизод подан иначе и там все логично.
Наблюдая весь этот цирк, я утешалась одним — здесь хотя бы не видать намеков на идиотский хэппи-энд. Армия противника обладает огромным и численным, и техническим преимуществом, боевой дух у них лучше, «наш» король вообще давно бы уже сдался, если бы не кровожадные условия ультиматума. Герои вроде пока трепыхаются, но видно, что войну проигрывают, и, в конце-концов, одним антикварным големом с мечом армию новеньких с автоматами ну никак не победить. Ха! Я сильно недооценила сценаристов. Выяснилось, что если антикварному голему выдать сюрикен, все радикально меняется, аграрный увалень превращается в бога войны, убивает вражеского генерала и огромная армия врага, уже по сути захватив столицу, в ужасе отступает. Большего бреда я в жизни не видела.
Еще помяну недобрым словом фансервис. Я не ханжа и в принципе ничего против не имею, но тут он был совсем не к месту. Зачем у Клео в ее возрасте четвертый размер? Зачем у Никэ вместо форменных штанов пляжные шортики? Вот этот прикид королевы — зачем, просто зачем? Я, конечно, не целевая аудитория и поэтому могу чего-то не понимать, что понятно мальчикам-подросткам Но с моей колокольни кажется, что какой-нибудь случайный панцушот всегда эротичнее вот таких нарочитых оголений, тем более в «типа серьезной» франшизе про войну.
Теперь про плюсы. Да, плюсы есть! Анимация и прорисовка на очень хорошем уровне даже для 2010 года. Конечно, это все-таки фильмы, уровень и должен быть повыше, чем у ТВ-сериала, но так или иначе — смотреть приятно. Музыка не то, чтобы шедевр, но вполне ничего.
Неожиданно понравилась постановка и прорисовка боев. То, что мехи — это не сверкающие начищенные коробки, а просто боевые машины, которые тут весьма реалистично царапаются, обшарпываются, ломаются, скрежещут и скрипят. Металл корежится, кварц натуралистично разлетается осколками. И дело не только в мехах, война тут в принципе показана серьезнее, чем в большинстве сененов. В войне нет ничего героического и романтичного. В среднестатистическом сенене если положительный герой вдруг умирает (что в принципе в аниме случается не на каждом шагу), он перед этим успеет забрать с собой на тот свет овер 9000 врагов, произнести пафосную речь, улыбнуться возлюбленной, да еще его гибель скорее всего увидит половина благодарной нации и зайдется в катарсисе. Здесь умирают не так. Умирают глупо, быстро, жестоко, не успев ничего понять, часто даже не успев толком ничего сделать. Персонажи сами толком не понимают, за что они воюют. Понравился эпизод, где Клио (что иронично, названная в честь музы истории) взахлеб пересказывает содержание насквозь пропагандистского учебника, объясняя свою мотивацию.
Итого: в сериале что-то вроде и есть, но этого небольшого чего-то недостаточно, чтобы перекрыть огромное количество косяков и недочетов. Любителям мех можно посмотреть, потому что мехи хорошие, хоть я и не любитель. Любителям военных сериалов с вменяемой тактикой и логичным сюжетом лучше не портить себе нервы и посмотреть что-нибудь другое.