С книжной серией «Часодеи» Натальи Щербы я познакомилась ещё в седьмом классе. Три книги я прочитала в электронном варианте, четвёртую — взяла на время у подруги. А в следующем году мне подарили пятую часть серии.


Итак, главная героиня, Василиса Огнева, живёт без родителей двенадцать лет у какой-то непонятной старушки и её кошек, и внезапно возвращается её загадочный папа и берёт девочку под свою опеку. Василиса немедленно попадает в водоворот приключений, а чем именно эти приключения закончатся, в принципе, и так понятно.


Аннотация: Часодейный мир волнуется: Астрагор, самый сильный враг эфларских часовщиков, вернулся и жаждет мести. Нортон Огнев бросил ему вызов, и Василиса хочет помочь отцу. Вместе со своими верными друзьями она пытается разгадать тайну ржавого обломка, найденного в Расколотом Замке, учится новым часодейным премудростям, постепенно открывая для себя секреты управления Временем. Всех ключников ждут опасные и захватывающие приключения, первые потери, жестокая борьба и встреча с настоящим злом. Василисе предстоит сделать очень важный и трудный выбор. Справится ли она с невероятной ответственностью, вдруг обрушившейся на ее юные плечи, вы узнаете в пятой книге фэнтези-саги «Часодей».

Вот только приключений мы тут толком не увидим, разве что лишь ближе к концу.

 

Я отчётливо помню, что первую книгу проглотила буквально за день, потом так же легко одолела вышедшие книги и стала ждать выхода следующих. Однако уже на тот момент меня терзали смутные сомнения. И вот, теперь я взялась перечитывать «Часограмму» и буквально с самого начала стала спотыкаться.


Персонажи. Те самые персонажи, вокруг которых и вертится вся эта история. Уже на тот момент они мне показались довольно-таки картонными. В особенности отличилась Василиса, которую позиционируют как храбрую и умную девочку — пример для подражания, но своими действиями она это никак не подтверждает. Так, шкодит по мелочи и всё. Остальные герои ничуть не лучше, и персонажи с интересным характером тут скорее исключение. Но проблемы этой книги, как и всей серии в целом, заключаются не в одних только героях.

 

Объяснения. Их тут слишком много, и они не всегда уместны. Приведу пример: в книге есть момент, где мальчик с чувством, с толком, с расстановкой рассказывает главной героине о местной флоре и фауне и не только, и всё это по ходу очередной вылазки. Вот уж не знаю как вы, а я отчётливо слышу голос автора, пытающегося говорить устами мальчика-подростка. Это можно было исправить, засунув значительную часть объяснений не в диалоги, а в само повествование. Но ведь подросткам же нравится, значит, всё в порядке…

 

Следующий минус — мир. С первого взгляда он кажется таким невероятно проработанным, уникальным, самобытным, но стоит начать задавать самому себе вопросы об устройстве этого мира, и он тут же рушится, как карточный домик. В какой-то момент понимаешь, что все эти эферы, всё часодейство — это обычная магия, принцип действия которой худо-бедно привязали к временным вероятностям. И вишенка на торте — колдовство (простите, часодейство) стрелами от часов, что, конечно же, совершенно не похоже на колдовство с помощью волшебных палочек… А в чём заключается кардинальное отличие стрелы от палочки — да какая разница, ты же подростковую литературу читаешь, не придирайся!


А что с сюжетом? А с сюжетом всё странно. Большая часть книги — вода. Автор в красках расписывает нам, как героиня покушала, как она побродила по замку, заглянула туда-сюда, в каких соревнованиях поучаствовала (и, конечно же, победила)… При этом постоянно нагнетается саспенс, мол, вот сейчас произойдёт что-то важное. А в итоге «важное» утрамбовалось в концовку: первая половина книги совершенно не интересна и цепляет только какими-то деталями о часовом мире, а вот вторая событийно более насыщенна и персонажи из строя выбывают пачками, да только лучше от этого всё равно не становится.

 

Особенно меня в этой книге покоробило количество капслока. Его тут много. Насколько я знаю, для того, чтобы подчеркнуть какую-то отдельную фразу, достаточно использовать курсив. А капслок лично у меня ассоциируется только с ором.


Что имеем в итоге? Это весьма достойный представитель своего жанра. В книге есть интересные идеи, какой-никакой сюжет и оформление. Оформление просто шикарное, как и у всей росмэновской серии Terra Incognita — качество печати отличное, на полке здорово смотрится и в руки взять приятно. И, тем не менее, тот же Поттер с удовольствием читается и перечитывается в любом возрасте, а эту книгу я всё-таки переросла. Впрочем, во всей серии я разочаровалась сразу же после выхода шестой части, но это уже совсем другая история.

Эта книга могла бы быть гораздо лучше, если бы не бесконечные оговорки в стиле «это ж для подростков!!!11», призванные оправдывать косяки автора. Видимо, более качественной современной литературы дети у нас не заслуживают. А в купе с ценой (почти до 400 рублей!) придётся сто раз подумать, а стоит ли это вообще покупать.