Сразу хочется оговориться, что этот фильм лучше не смотреть, если вы читали книгу. А вот если наоборот, то стоит ознакомиться с первоисточником, чтобы понять, как можно все перекроить до неузнаваемости. Впрочем, я лично вообще опасаюсь экранизаций книг Стивена Кинга, потому что хороших среди них единицы. Вот и «Долорес Клэйборн» в их число, на мой взгляд, ну никак не входит. Так уж получилось, что писать о фильме, не сравнивая его с книгой, будет затруднительно, поэтому постараюсь объяснить, почему «Долорес Клэйборн» лучше читать.
Вкратце о сюжете фильма.
После смерти богатой вдовы Веры Донован главной подозреваемой в ее убийстве становится сиделка Долорес Клэйборн, много лет проработавшая на Веру и постепенно ставшая ее единственной компаньонкой. Вера под конец жизни страдает старческим слабоумием с редкими моментами просветления. Узнав про случившееся, к Долорес, которая живет на небольшом острове, приезжает ее дочь Селена, ставшая известным журналистом. Отношения матери и дочери плохие, а началось их взаимное отчуждение со смерти мужа Долорес, который погиб якобы от несчастного случая, однако и тогда главной подозреваемой была Долорес.
События прошлых лет в фильме показаны флешбэками, а основное действие происходит уже в момент, когда Вера мертва, а Долорес и взрослая Селена неубедительно разыгрывают драму на тему: мама, дочь и их сложные отношения.
Основной упор в фильме сделан именно на конфликте матери и дочери, а также на криминальной интриге, потому что появляется еще и следователь Джон Макки, одержимый жаждой взять реванш: в свое время он вел дело Клэйборн, расследуя гибель ее мужа. Однако тогда у него не получилось доказать вину женщины, поэтому после смерти Веры Донован он старается изо всех сил, чтобы установить виновность сиделки.
Так вот: все это какие-то скучные и лишние мелочи и подробности, тогда как книга совсем о другом. Ну нет там ни такого конфликта с дочерью, ни следователя. Если бы я не читала несколько раз книгу (а это один из самых сильных, на мой взгляд, романов Кинга), то я бы бросила смотреть еще на половине, но тут мне захотелось все-таки увидеть финал – из просто скучного фильма эта лента превратилась в образчик того-как-не-надо-снимать-фильмы-по-хорошим-книгам.
Долорес, которую играет Кэти Бейтс, в фильме выглядит грубой и вечно сердитой особой, которая не вызывает особого сочувствия даже после того, как муж бьет ее поленом. Это ключевая сцена романа, с которой все и началось, но в фильме она не производит и половины того впечатления, что в книге.
Дочь Долорес в книге не является ключевой героиней – да, с ней очень много связано, но главная фигура все равно Долорес. В фильме же нам зачем-то показывают абсолютно лишние сцены того, как Селена ругается со своим редактором и обсуждает какие-то статьи, которые ей надо обязательно написать, рассказывают о том, что она выпивает и злоупотребляет таблетками. Долорес с дочерью тоже не миндальничает, хотя в книге нежность героини к ребенку прописана очень хорошо.
Объяснение матери и дочери на пароме у Кинга вызывает много эмоций, а в фильме Долорес грубо и жестко задает девочке-подростку вопросы, в ответ на которые хочется только посоветовать ей пойти куда подальше, а не начать откровенничать. Это даже не объяснение, а почти допрос.
Разговоры матери и взрослой дочери в фильме – это в основном какое-то истеричное сведение счетов. Обе не вызывают никакой симпатии, когда пытаются что-то другу доказать.
Что касается Веры, то в книге о ней рассказано достаточно, чтобы понять характер этой женщины. Немало говорится и про ее отношения с Долорес. Вся цепочка событий, которая привела к финалу, во время чтения не вызывает никаких вопросов. Здесь же сценарист и режиссер почему-то не сочли нужным показать одну из главных сцен, поясняющих, в чем заключались трудности взаимоотношений Долорес и Веры (ну за исключением того, что у нее была деменция), и рассказать о жизненной трагедии самой Веры.
Актрисе Джуди Парфитт, играющей Веру, также приходится по сценарию произносить большую часть псевдофилософских сентенций о смысле жизни и о судьбе женщины в мире мужчин. Ну, здорово, что хоть кто-то в фильме озвучивает главные мысли книги, но делается это очень топорно.
Если обобщать, то в фильме отношения Долорес и Веры просты, как пять копеек: богатая стерва, вечно придирающаяся к прислуге и иногда вдруг выступающая эдакой мудрой пифией, а впоследствии ставшая маразматичкой, и двужильная экономка, готовая, сцепив зубы, сносить все. Вечно сердитая и угрюмая.
А у Кинга все намного тоньше и интереснее: две сильные женщины, два непростых характера, вечное противостояние даже в условиях, когда Вера в силу умственного нездоровья уже не является таким же сильным противником.
Я понимаю, что экранизировать книги, в которых внутренние переживания героев важнее происходящего действия, трудно. Тут должно сойтись многое: сценарий, бережно относящийся к тексту книги, режиссура, игра актеров. В этом фильме – не сошлось. Не настаиваю, но очень советую читать и не портить впечатление фильмом, где нет и сотой доли того психологизма, что есть в книге.
Режиссер Тейлор Хэкфорд, год выхода – 1995.