Представьте, что вам предлагают жуткую куклу, как из фильма ужасов. Но зато у неё полно красивых платьев, домик с мебелью и прочие девчачьи радости. И взять вещи отдельно от куклы вы не можете, они идут в комплекте, и притом недорого. Что перевесит — отвращение к кукле или жадность к её приданому? Возможны разные варианты. Вы можете взять всё это, а потом, к примеру, выбросить куклу. Или примирится с кукольным уродством и играть с ней. В любом случае, оба варианта подразумевают какое-то взаимодействие с этим резиново-пластмассовым ужасом, который вы не скоро забудете даже на фоне красоты её вещей. Есть лишь один здравый вариант, сохраняющий ваш покой — вовсе пройти мимо.

Всё это присказка, а сказка в том, что принцип действия этой пятилогии, как, впрочем, и многих других фильмов, в заигрывании со злом. Зло вовсе не прячется, нам не приходится его разгадывать, мучительно улавливая какие-то намеки на протяжении всей картины, гадая «а кто же на самом деле убийца/маньяк/оборотень?». Совсем напротив, нам его представляют с первых минут. Но при этом сопровождая эту страшную злую куклу красивыми фантиками в виде романтических стремлений, преданности, жертвенности, любви и прочего, наделяя изначально отрицательных персонажей чуть ли не христианскими добродетелями. И подавая к нашему зрительскому столу вместо изысканного блюда эту кучу дерьма с заманчивым гарниром, создатели кино даже не сомневаются, что мы не заметим подмены, что съедим всё вместе и похвалим повара. А потом найдётся сердобольный кинокритик, который в происходящей на экране какофонии усмотрит «положительный моменты», и резюмирует что «фильм, конечно, говнецо, зато учит молодёжь добру и самопожертвованию». Так низко в моих глазах кинематограф ещё не падал… После сортирных комедий просто идёшь в душ и смываешь с себя эту липкую дрянь. После «Сумерек», боюсь, прямая дорога только на исповедь.

Что автор оригинального текста, что армия экранизаторов даже не пытаются внести хоть какую-то логику в сюжет. Вампир, живой труп без души, у них испытывает эмоции, любит, жертвует собой и даже занимается сексом с большим удовольствием. Вампиры создают добродетельные семьи и культивируют там своеобразное вегетарианство наряду с семейными ценностям. Вобщем, фильм про семью умных и порядочных вурдалаков, дружеский союз добрых и отзывчивых оборотней, и всё это на фоне тупорылых примитивных людей, которые не способны сопоставить два плюс два и понять, кто на самом деле эти странные бледные люди рядом с ними. Есть только одна сообразительная девушка, и она, разумеется, понимает свою невозможность жить в мире примитивных созданий (людей) и пытается проникнуть в лоно созданий несравненно более развитых (вампиров). А сюжет всей этой адской мешанины, который при желании можно было бы уместить в стандартный полуторачасовой фильм, приобретает динамику исключительно за счет неадекватности и взбалмошности главной героини, поскольку она представляет собой неиссякаемый источник всевозможных проблем, всегда поступая как ей вздумается, на что остальные «умные» герои фильма реагируют просто потрясающе — с энтузиазмом бросаются их решать, почитая за счастье. Вот где бескорыстие! Есть лишь одно весомое НО, не позволяющее мне излить потоки благодарности на этот «добродетельный» фильм.

А всё дело в том, что, как и в истории с куклой, взаимодйствие с главным фигурантом остаётся после просмотра. а главный фигурант у нас зло, как ни крути. Вы не можете выковырять «добро» из этого фильма, как шоколадные конфетки из какашки, чтобы только их аккуратно скушать. Не выйдет. Всё равно запачкаетесь. Всё равно романтическое зло остается злом.

А если завтра снимут трогательный фильм о том, как маньяк-убийца нежно любил девушку и ради любви её не трахнул и не убил (ну, хотя бы до свадьбы), пусть даже она сама просила, я наверное покончу с кинематографом раз и навсегда. Но ведь человек так устроен, что ему нужен положительный герой, так что вы его наверняка и здесь найдете.