Начну с того, что пошли мы большой компанией, где было очень много мужчин и одна я))) Возрастной диапазон от 18 до 62 лет. Выходили по окончанию фильма мы из зала в количестве человек десяти, причем бОльшую часть составляла наша компашка, остальные сбежали в течение первых полутора часов. Выходили молча, долго не могли сказать что-то, в неловком молчании избегая смотреть друг другу в глаза… Фильм понравился только моему мужу, он у меня вообще любит очень сложные, непонятные сюжеты. Вообще, я думаю, что это скорее мужское кино. Им более свойственно разрушение, нам, женщинам, скорее по душе созидание и красота.
Лично от себя ставлю ему 1 звёздочку, т.к. категорически не люблю депрессивные фильмы с «чернухой», когда вываливается вся наша физиологическая неприглядность. Мне боли, крови и грязи во как хватает в жизни, я не понаслышке знаю, что такое смерть, как выглядит человеческое страдание и подлость, поэтому меня всем этим не удивишь. Я в жизни пережила поистине страшные, трагические моменты, и в кино мне хочется чистоты, сказки, пусть не умного, нереального, но чего-то по-настоящему светлого. Я сама очень люблю заумные книги или кинофильмы, заставляющие задуматься. Но я люблю именно ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЗАДУМАТЬСЯ, а не откровенную чернуху. Почему если красиво и эстетично — то это сразу глупо? Нет, это просто красиво и эстетично. Очень сложно увидеть красоту в уродстве, но те, кому это удаётся — гениальны. А увидеть (и показать) уродство во всём, найти самые неприглядные стороны и факты нашей жизни — это просто сделать реверанс в сторону моды. Найти грязь можно в абсолютно любом проявлении или предмете… Вызывающее отвращение — не значит гениальное.
И не стоит мне говорить, что до этого фильма надо дорасти. Это смешно! Главная мысль фильма настолько уже разжёвана и донесена до обычного обывателя через СМИ (а об этом фильме и его главной мысли единственное что ленивый не писал или не говорил), что показать, какой ты умный, раз понял глубокий смысл, не удастся. Но я не могу восторгаться грязью и болью!!! А про глубокий и многозначный смысл символизма этого фильма я бы могла написать длиннющую рецензию не хуже любого критика, если бы мне это было надо. Т.к. я знаю, что абсолютно любую информацию или произведение искусства можно преподнести с диаметрально противоположных точек зрения (благо, я долгое время работала в разных СМИ и насмотрелась в своё время и артхауса, и на восторгающихся творческих псевдо-интеллектуалов). В последнее время стало модно выносить всё самое отвратительное и откровенно физиологическое на показ, этакое общечеловеческое самобичевание…
Не думаю, что эта экранизация понравится поклонникам Стругацких. Я перечитала всех Стругацких, очень большая поклонница их творчества. Но от одной из моих любимых книг «Трудно быть Богом» в фильме осталось лишь название. Именно поэтому я принципиально не смотрела (и не буду смотреть) ни одной экранизации «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова. Но это сугубо моё личное мнение, я вообще очень трепетно отношусь к литературе, у нас в семье культ книг.
Фильм не для всех. Несмотря на то, что мне он категорически не понравился, я его всё-таки рекомендую к просмотру, т.к. действительно заставляет потом долго спорить. Если пойдёте, то четко знайте на что именно вы пошли, не ждите приятного просмотра. И я считаю, что на такие фильмы лучше ходить не одному, т.к. один из их плюсов в том, что будет потом с кем всё это обсудить (иначе мозг от непереваренного может взорваться).
Мы после кинотеатра всей толпой сидели на кухне и пол-ночи до хрипоты спорили про этот фильм в лучших традициях диссиденствующей интеллигенции прошлого века. Честно говоря, я вообще сидела ошарашенная и притихшая, и просто внимательно слушала то, о чём до хрипоты спорили другие, при этом делая для себя заметки. Мой мозг оставшиеся пол-ночи воевал, пытаясь сформулировать своё отношение к этому фильму.
А теперь в паре фраз из наших полуночных обсуждений про этот фильм, вы поймёте, каков он:
«- Ну как тебе?
— Это лучший артхаус, который я видел.
— А много ты артхауса смотрел?
— Это первый. И последний…»
«- В этом фильме мне понравился один момент…
— Какой?
— Я просто думал, что что-то в нём должно быть, но не придумал что…»
«*В кадре пятая точка ГГ*. Вадим в шоке.
— Ну Вадим, это 70% содержания этого фильма, ты ещё не привык?»
«- Есть один определённо положительный момент.
— Какой?
— Теперь я могу смотреть по-настоящему плохие фильмы и говорить, что они хорошие, потому как это худший фильм вообще из возможных.
— Ааа, ну да. Теперь есть эталон для худшего фильма. На вопрос «Какой твой любимый?» ты зависнешь, а на «Какой самый плохой?» даже думать не надо…»
«- Слушай, вот мы все читали ТББ, тут 100% книги изложено, но я из книги увидел тут только 10%, остальное трэш, угар и содомия.
— Теперь я знаю точное определение слов «Трэш, угар и содомия».»
«- А чего все так восторгаются? Приходите ко мне в операционную, я вам весь богатый внутренний мир любого человека покажу.»
«- Какой самый запоминающийся момент?
— Пожалуй, *простите за подробности, девушки* орган осла на весь экран секунд эдак на 10 весьма запоминается…»
«- Сколько раз уже за фильм в кадре ходили «по-маленькому»?
-Я уже сбился со счёту.»
«- Фильм о том, как Ярмольник мажется навозом, ходит упоротый среди ещё более напрочь упоротых людей и считает себя Богом…»
«- Это как современные инсталляции: стоишь перед ними и думаешь «Что за фигня??? Это ж просто куча мусора на газетке!» Ан нет, автор долго и подробно начнёт объяснять, что это наш мир через призму потребительства и т.д. и т.п. Ты можешь весь мозг себе сломать, но в жизни не додумаешься, что это. А я не хочу ломать мозг!!! Он мне нужен для более важных вещей, мне и так каждый день кто-нибудь мозг ломает.»