Нет в жизни ничего страшнее войны. Ломается судьба миллионов людей, в муках уходят из жизни мужчины, не рождается новое поколение, время останавливается, позволяя народу зализать раны, которые не зарастут десятилетиями.

Долго занималась историей оккупации и партизанского движения Белоруссии и всем тем, что связано с обороной Сталинграда. Я перечитала всю «лейтенантскую прозу» и пересмотрела наши замечательные фильмы о войне. Уточню, фильмы, а не поделки и подделки.

К сожалению, авторы российского сериала «Старое ружье» выступили, как фальшивомонетчики. Они выпустили яркую, эмоциональную, выдавливающую из зрителя слезу и ужас, подделку. Им не хватило интеллигентности взять трагическую историю из нашей истории.

Оказалось, что легче подбросить зрителю российскую адаптацию замечательного одноименного французского фильма 1975 года с великими артистами Филиппом Нуаре и Роми Шнайдер. Этот фильм потряс европейцев. Он был номинирован на шесть «Сезаров» и получил три из них, а в 1985 году награжден уникальным «Сезар Сезаров».

Режиссер Кирилл Белевич и сценарист Сергей Калужанов выбрали беспроигрышный вариант. Только я не заметила ссылку на то, что не с чистого листа снимают свою слезовыжималку. Иначе, извините, это я назвать не могу. Ненавижу смакование зверств на экране. Наша страна прошла через нечеловеческую боль, нам нельзя приучать к жестокости зрителей, даже если указать 16+. Она порождает только ненависть и вседозволенность.

У нас есть великие фильмы о той войне. Я замирала и смахивала слезу, когда смотрела и пересматривала то, что останется навсегда — «Судьба человека», «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Белорусский вокзал», «Аты-баты, шли солдаты» и даже «Освобождение». Это было настоящее, честное кино.

То, что нам предлагают ныне, это набор штампов, виртуозная работа продюсеров, мечтающих о высоком рейтинге.

Как может не взволновать зрителя трагедия мирного сельского учителя, наивно полагавшего, что пацифизм позволит беде обойти его стороной? Как могут Ирина Пегова, Тимофей Трибунцев, Юрий Ицков изменить своему мастерству? Их игра безупречна.

Тем обиднее, что превосходные актеры заняты на конвейере, который упорно изготовляет такие фильмы. А не лучше бы вновь, скрипя зубами, посмотреть «Обыкновенный фашизм» Ромма или «Иваново детство» Андрея Тарковского? Или в сотый раз «Офицеров», «В бой идут одни «старики»… Это честные фильмы.