Премьера шоу «На ножах» состоялась ещё в июне. Мне же довелось абсолютно случайно наткнуться на данную передачу совсем недавно. Что есть «На ножах»? На официальном сайте телеканала Пятница написано следующее:
Превращаем убыточные рестораны в прибыльный бизнес
Мы проверили сотни ресторанов по всей стране. И не зря! Многие из тех, кто откровенно не дотягивал или спотыкался в погоне за высокими стандартами сервиса, встали на путь исправления.
Они обратились за помощью к легендарному шефу, гуру ресторанного бизнеса, добрейшему и терпеливейшему Мастеру своего дела Константину Ивлеву!
Терпеливый мастер приедет и научит, как дальше жить, готовить и обслуживать посетителей, чтобы стать приличным и прибыльным заведением. Только выдержат ли новоиспечённые ученики эту школу?
Слоган гласит: «Бойся гнева Терпеливого Мастера!» Я не поленилась заглянуть в Википедию и немного почитать о ведущем передачи. Итак, Константин Ивлев,
российский шеф-повар
Константин Ивлев прошел профессиональные стажировки в школе Vatel (Франция), в ресторане Edsbaka Krog, удостоенном 2 звезд в гиде Мишлен (Швеция), в Институте говядины (США), в ресторане Arzak Хуана Марии Арзака, удостоенном 3 звезд в гиде Мишлен (Испания).
Автор книги «Моя философия кухни»
Константин Ивлев является членом Французской гильдии гастрономов Chaine des Rotissers и с конца 2008 года возглавляет Федерацию профессиональных поваров и кондитеров России.
Звучит достойно и многообещающе. Вообще, судя по концепции шоу, «На ножах» с шеф-поваром являет собой некий антипод «Ревизорро» с Летучей, где горе-заведения после тщательной проверки даже закрывали. Ивлев же помогает владельцам сделать убыточное место прибыльным и привлекательным. Делится чудесное превращение унылых заведений на три этапа, условно три этапа показывают в три дня. На всё про всё даётся 300 000 р.
Проект идёт по накатанной схеме, исключений нет.
Первый день. Знакомство
По просьбам трудящихся Константин приезжает в богом забытое место и начинает его проверять. Зрители знакомятся с обстановкой заведения, а Терпеливый Мастер, в свою очередь, и с кухней.
Знаменитый повар делает обширный заказ, состоящий из нескольких блюд, тем временем показывается грязное подполье того или иного заведения. Тут вам и конкуренция между поварами,
и любовные драмы,
и многое другое. Естественно, перечисленное очень сильно мешает работе, Ивлев долго ждёт свой заказ, слышит разборки с кухни. Но вот, ожидание заказа кончилось, и тут начинается самое интересное, отзывы Терпеливого Мастера о блюдах.
-Вы чё там, все обкурились?
-[цензура], мать, опять, [цензура]! (о подаче блюда)
-Я не понял, [цензура] сюда надо было посуду засовывать?
-Такое ощущение, что вы мышь, [цензура], зажарили! (на кухне поварам)
Мат запикивается отвратительным бульканием или звоном битой посуды, что ещё больше действует на уши. Иногда блюда летят в мусорку, тарелки в раковину, а повара обкладываются отборными ругательствами. Константин в курсе, что такое поведение вообще-то статья? Я понимаю, идея шоу слизана с Гордона Рамзи, но если Рамзи подбирал едкие и меткие эпитеты, то Ивлев ведёт себя откровенно по-хамски. Самое обидное, многие его советы и цензурные комментарии к блюдам действительно очень важны и полезны.
Под конец первой части персоналу делается внушение, выгоняются слабые звенья, Терпеливый Мастер подготавливает поваров, официантов и управляющих к настоящему испИтанию.
Второй день. Аврал
На второй день Терпеливый Мастер нагоняет людей в ресторан дабы поглядеть, как работники справятся с наплывом посетителей. Естественно, так как командная работа поставлена из рук вон плохо, повара не успевают, массовка, в свою очередь, это именно массовка, не станет ведь толпа народу приходить в унылое место, демонстративно морщится от принесённых блюд и возвращает их обратно на кухню. Играет из рук вон плохо. Интересно, сколько на передаче платят за то, чтобы воротить нос от еды?
Тем временем на кухне невероятно нервозная обстановка, а Константин продолжает надрываться и взывать к убедительным категориям, таким как «геморрой» и «ж***». Кто-то тут верно подметил особую любовь Терпеливого Мастера к испражнениям и теме пятой точки вообще.
Справедливости ради стоит отметить, что на второй день Ивлев иногда пытается утихомирить персонал, происходит ещё и психологическая разгрузка. На одной из передач она состояла в том, чтобы пошвыряться едой друг в друга. Почему не стульями или хотя бы не тарелками? В сочетании с «г», «б», «ж» и прочим из уст Терпеливого Мастера и других это смотрелось бы куда более зрелищно. В итоге все понимают, так жить нельзя, закрывают заведение и…
Третий день. Преображение
Знаменитый шеф-повар готовит сюрприз нерадивым работникам, полностью меняя концепцию ресторана, его меню, обстановку. Да-да, именно на это выделяется 300 000 р. Впрочем, иногда изменения действительно заметны. Но порой ввергают в недоумение, как это было в поминальном ресторане, переделанном в пельменную. Ивлев готовит вместе с персоналом блюда из обновлённого меню, снова приходят гости платная массовка, на сей раз сытая и очень довольная.
Занавес.
Моё мнение. Невероятно странное шоу. Многие возмущаются, что идея содрана с «Адской кухни», но вот лично я нормально отношусь к плагиату шоу и сериалов, понимая, новых свежих идей уже не осталось, передирали бы идеи качественно. В «На ножах» ведущий напоминает распальцованного фраера 90-х годов с полным отсутствием какого-либо такта. Меня удивило, как он, да и многие другие повара, готовит без перчаток, о чём нам без конца талдычила Летучая в «Ревизорро» и была права.
Вызвал много вопросов обновлённый фасад при прогнивших трубах. Ну хорошо, допустим, один раз с Ивлевым персоналу действительно удалось слаженно поработать, но как дальше-то, если люди остались теми же и отношения между ними по сути тоже. Управляющие не менялись, а ведь рыба, как известно, гниёт с головы. Организовать командную работу в заведении задача далеко не Константина. Я уже не говорю о бумажной волоките, с которой явно не справишься за три дня.
И последнее. Смотрела я отзывы людей на переделанные заведения, как-то не увидела особо восторженных, что наводит на определённые мысли…
Так себе. На двоечку.