Сразу скажу, что я отношусь к поколению, которое о Высоцком мало что знает.
У нас семье очень любит Высоцкого мой отец. Его юность и молодость как раз пришлась на расцвет творчества В.С. И поэтому мне довелось слышать много историй о проблемах с записью лент с песнями, о разборе слов с блокнотом и ручкой из-за плохого качества записи, о запоях песен Высоцкого во время уборки картошки и недовольства на это старшего поколения и многое др.
Несмотря на многочисленные рассказы, я не проявляла активного интереса к поэту, хотя часто поражала сила вскользь услышанных фраз и отдача, с которой выступал автор.
Событием 2011 г. стала 31 годовщина смерти Владимира Высоцкого, к которой была выпущена картина «Высоцкий. Спасибо, что живой». Нашумевшая и обсуждавшаяся в СМИ, долгожданная для почитателей творчества поэта, да и просто интересующихся, и как оказалось — по-разному воспринятая зрителями.
Люблю фильмы, рассказывающие о жизни выдающейся личности, поэтому и не могла не пойти на фильм.
Честно сказать о картине предварительно, да и после просмотра ничего не читала.
Были свои ожидания, а именно: узнать Высоцкого как человека и личность своего времени, увидеть его становлении в творческой стезе. Увидеть жизнь Высоцкого, его отношения, место любви в его жизни. Уловить настроения, царившие в обществе поклонников поэта, доступность его записей, «политика» государственно-властных структур в отношении творчества Владимира Семеновича.
В итоге, увиденному в картине была удивлена. Из всей жизни Высоцкого экранизирован был случай, который произошел с певцом за год до его смерти, а именно его выступление в Узбекистане и перенесенная клиническая смерть. Почему и зачем именно эта часть его жизни была выбрана для целой экранизации целой картины – я до сих пор не понимаю. Но и однозначно скажу, что судить данный выбор или отозваться негативно – тоже не могу. Ведь как-никак этот момент в какой-то степени имеет место быть в жизни поэта, и раз создатели решили представить именно его – ну что ж они правят балом в этом случае. Так что такое положение дел, на мой взгляд, надо просто принять.
Итак, двухчасовой фильм о Высоцком, но в этих двух часах Высоцкого практически не было, да и показан он был не как сильная и яркая творческая личность, а уставший и больной человек. Он еще остается творческой «единицей», но свою жизнь он творит уже не сам. Жизнь этого загнанного человека определяется решениями его друзей-приживал. Однако в последние минуты фильма несут с собой большую отдушину: попытки КГБ прогнуть Высоцкого силой своей машины терпят неудачу. Перед нами предстает действительно волевой человек, отстаивающий свою правду и достойный называться человеком с большой буквы. Интересный контраст получился: Высоцкий в отношениях с близким окружением и Высоцкий в отношениях с государственной структурой: это два разных человека. Возможно, так оно и было в жизни, я не знаю. Но последние минуты фильма – это, на мой взгляд, то, зачем пришел на этот сеанс каждый зритель.
Игра актеров в фильме достойна большой похвалы, все действительно выкладывались «по полной» для того, чтобы справиться со своей задачей – хорошо и реалистично создать образ своего персонажа. Однако у меня осталось ощущение несыгранности, не было у них никакой дополняемости друг друга для показываемой ситуации. Словно это хорошие актеры, но с разных пьес.
Относительно главного героя, как бы ни говорили мне о точной схожести, не верю. Относительно внешности – главный герой слишком долговяз и какой-то он «неживой» и в отношении общения с друзьями, и в поступках, и без намека на какую-либо мимику. Выступая перед публикой, на мой взгляд, речь была схожа, если провести параллель, то обращения Безрукова к березкам, а не Высоцкого к зрителям. Я специально отыскала записи концертов Высоцкого сразу после просмотра фильма, дабы еще раз убедиться, что ощущения меня не обманули.
Еще добавлю, что введенные в фильм линии с КГБ (слежки, граничащие чуть ли не со спецзаданием против государственного заговора; итоговое понимание специалистов КГБ о неверности их работы), чуть ли не пошаговая доставка наркотиков, драма Татьяны и Высоцкого, на мой взгляд, прошли в картине, словно по острию лезвия ножа: напряжение вызывало ощущение, что еще шаг в сторону, и картину можно будет воспринимать за боевик.
На мой взгляд – картина на один раз. Хотя, возможно я к ней вернусь, но это в случае если самостоятельно ознакомлюсь с жизнью и творчеством поэта через записи его концертов, публикации и, конечно же, исполненные Высоцким песни. Картина не дает ни одного ответа о жизни Высоцкого, как творческой, одаренной и значимой для своего времени личности.