Простуда постепенно отступает,  *Левиафан* благополучно досмотрен. А это все говорит о том, что вполне могу относительно беспристрастно высказаться относительно увиденного.

.

Начать хочется с того, что понравилось. Пейзажи. Мне посчастливилось пожить на Севере достаточно времени, чтобы  влюбиться в него. Летом – во все оттенки тундры, в камни, покрытые мхами всех цветов — от нежно-зеленого, до багряного, во вкусную морошку, окрашивающую сопки в рыжий, в оленей, на которых летом тоже можно кататься! А зимой – во все оттенки белого, в северное сияние, в то, что тот климат мне подходит больше, чем нынешнее +40 в тени. За моменты ностальгии, потрясающей красоты пейзажные кадры – огромное спасибо художникам и операторам,  нашедшим такие локации и показавшим первозданную суровую красоту Севера. И конечно же композитору, музыка которого – дополнила красоту этих кадров.

.

А про остальное… что ни скажи – получится заангажированно. Заметили, как разделились мнения – либо *рашка-ка…шка*, либо *рассеюшка-матушка*? Вот не нравится мне такая полярность, поэтому хочется отвлечься и от полученного глобуса и от прочего творчества уважаемого автора.  К тому же к глобусу прилагается еще и золотая каннская ветвь за сценарий. Поэтому не буду переходить на личности, а выскажусь исключительно по картинке и звуку. Кино, оно ж аудиально-визуальное искусство.

.

Почти с первых звуков человеческих голосов мне стало взгрустняться (простите, пока не нашла более литературного синонима). Ну да, обсценная лексика имеет место быть в человеческой речи. У нее есть история, цели и задачи, ее исследуют филологи и используют от мала до велика, хоть и с различным кпд. Но помимо придания эмоциональной окраски и насыщенности разговорной речи, которое часто именно обсценностями и достигается, есть еще и копролалия. Явление, с которым чаще сталкиваются психиатры – ибо это  уже симптом не хороших явлений и состояний, связанных с расстройствами пихики. И после 2-3-ей реплики почти каждого из персонажей, стало тревожно за их психическое здравие и благополучие. Ну и противно слушать, разумеется. Да и за собственной речью решила тщательней следить – увы, порой тоже могу назвать вещи своими именами….

Хотя авторов вполне могу понять – им же в буквенной форме надо было поднять градус и выдержать необходимое напряжение на  протяжении двух с половиной часов. А это не так просто. Кто в школьном возрасте осилил даже изрядно ощипанную *Войну и мир*, не перелистывая страницы? Так и тут – история (о которой ниже) вряд ли была бы интересна все 141 минуту, изъясняясь ее персонажи исключительно цензурной версией великого и могучего. К тому же тот самый кадр с мухой, шагающей по стеклу – это, видимо, так же неистребимо, как и сакрально – ну ведь есть же у этой мухи на стекле какой-то тайный смысл, просто не дано его ни постичь ни понять. А мне это говорит лишь о том, что на улице – лето, а в домах достаточно тепло – насекомое бодро и активно.

.

Всюду и постоянно говорится, что на создание фильма подтолкнула история Марвина Химейера и то, что человек, доведенный до отчаяния собственным бессилием против системы, стал если и не лидером, но легендой для людей, столкнувшихся с несправедливостью и бюрократией. Хотя, как говорят люди,  владеющие большей информацией, нежели рядовые пользователи интернетов, там тоже *не все так однозначно*…

К сожалению, но Химейер не первый, и вряд ли последний. Ни в истории, ни в сюжете.

Был еще *Михаэль Кольхаас* пера Генриха фон Клейста, про которого тоже сняли фильм. И посмотреть его надо не только потому, что того самого Михаэля сыграл Мадс Миккельсен. Там еще и сюжет классический – есть даже  пролог с эпилогом, чем не всегда грешат современные авторы. И в той истории пошагово показано, что любая несправедливость наказуема. Раньше или позже. Но и сам борец за справедливость не обязательно выживает и живет долго и счастливо. И фон Клейста можно понять – что оставалось делать с Михаэлем, который потерял семью, имущество, чуть ли не войной пошел на попирающих законы подлецов и убийц? Да, проявить гуманизм и сделать из него героя и мученика. Посмертно.

Но и он не придумал ничего нового. Как только вспомню, напишу название, но есть чуть ли не исландский (точно чей-то северный и/или скандинаский) фильм про  то, как чуть ли не в раннем средневековье решили наконец-то прекратить вражду и породниться 2 долго враждовавших семейства. При этом у молодоженов намерения были самые чистые, а их родня – обоюдно собиралась перебить друг друга и своего новоявленного *родственничка*. И завладеть имуществом убиенных, естественно. В итоге – выжил лишь новобрачный, а к концу фильма — молодой вдовец. Из-за козней родственников, потерявший все, в том числе и любимую и любящую супругу и всю  родню…. Красивый, сложный и тяжелый фильм.

Но и это еще не все! Библия – книга, в которой есть абсолютно все литературные сюжеты! И конечно же история Иова нашла свое место в творчестве и жизни. Только Иов не столько о материальном радел, как мне помнится – его томили экзистенциальные вопросы, которые и решились, после самого что ни на есть буддийского отрешения от всякой маеты, тленного и суетного, Иов все утратил и все обрел и умилился и обрел покой в сердце своем.

.

И все эти истории объединяет одно – они логичны и целостны. Они начинаются и заканчиваются, в них нет ни недосказанностей, ни  бессмысленностей с  двусмысленностями.

Чем не отягощен *Левиафан*. 

Меня вот что не перестает интересовать:

Что же стало причиной судебной тяжбы и почему ГГ лишился имущества?

Что находится в черной папочке московского юриста? Ну да, я оценила сходство  черной папки со шкатулкой Бунюэля в *Дневной красавице*, синей шкатулочкой Линча в *Малхолланд драйве*, чемоданчиком Тарантино в *Криминальном чтиве* (продолжить ряд можно самостоятельно).

Почему закончена линия лишь одной героини – убитой жены ГГ?

Что потом? Сюжет ведь так и вопиет о том, что *продолжение следует*. И дело не в том, что даже не интересно что же там действительно может быть или будет, а в том, что монета даже не на ребро встала, а в воздухе зависла.

Как кит укарабкался от берега в такие дали? Он же чуть ли не на сопку влез! Может оттого и остался от него лишь скелет? А, ну да, это ж тот самый символ левиафана, на которого нельзя накинуть сеть и схватить за язык. Или все же того кита, который проглотил Иону? И в чреве которого трое суток Иона переживал то, что у греков и в психологии называется катарсис? Но в фильме лишь остов от чудища морского, так что нет шансов ни  проявить свои силы в его укрощении, ни уединиться в его нутре и познать непознаваемое…

.

Про награды. Было бы слишком странно не получить ни одной награды вообще. Согласитесь – это вовсе не безумный экспериментальный треш, снятый на телефон на бегу в темноте и ни о чем. К тому же тут есть необходимые маркеры, на которые изможденная социальными и гендерными победами, культурными ценностями и достижениями цивилизации,  просвещенная публика не могла не откликнуться:

— рашка. Все-то здесь не как у людей. Местные князьки. Все пьют. Бардак и развал….

— ну ничего ж святого – портреты вчерашних вождей как мишени. Дикость же…

— обсудить результаты недавнего похода в туалет. И  дефекацию как таковую. Долго и радостно смеяться. Лучше – до колик. Это – норма. А раз так, то буду работать над собой.

— убивец-ревнивец. Ой, преступления в состоянии аффекта это ж так кинемотографично!

— мухи бродят  по стеклам.  Чел сидит на заднем сидении в авто и гнобит водителя. На женщин-чиновниц орут и им хамят, они отвечают тем же. Подчиненная курит в кабинете руководства во время собрания. Дети бомжеватого вида деградируют и разлагаются на руинах культового сооружения. Все это должно быть прописано отдельной сценой и длиться не менее минуты. Реплики не обязательны. Но если неймется заставить персонажей поговорить, то лучше их репликам быть грубыми и оскорбительными. Главное для фестивального фильма – вот, остальное – по вкусу.

— открытый финал. А лучше – что-то традиционалистское и религиозное. Экзотика, что ни говори. К тому же в свете развенчаний преступлений служителей культа против морали и нравственности, чуть ли не в обнимку стоящие сестры-монахини – это уже кино-мейнстрим.

.

Хронометраж. Краткость, как была, так и остается сестрой таланта. При всем уважении к мЕтрам и мЭтрам, но короткометражка, в которой все сжато, емко, колоритно – это не только подкованная блоха, но и полное досье блохи, выгравированное на ее подковках. Зато во время многочасового мувика можно и выспаться, и маникюр сделать, и постирать-погладить….

.

Смотреть ли кино? Да. Для этого их и снимают.

Делать ли выводы? Обязательно и тем более, если фильм неоднозначный.  

.

Две звезды за красоту музыки и севера.