Доброго времени суток.

Уже давно я для себя шутливо разделила все фильмы на три категории. Первая — это фильмы о существовании которых забываешь сразу после просмотра; вторая — фильмы, которые хочется пересматривать много раз и с каждым разом открывать в них что-то новое; и третья, совершенно «уникальная» — второй раз смотреть не будешь и забыть не можешь, так как после просмотра остаётся тошнотворный душок, словно запах от протухших яиц.

К какой же категории отнести этот фильм?



 

Я думаю, тот кто любит балет или хоть раз был в Большом театре не упустил шанс посетить данную кино-премьеру. Что касается меня, то я люблю его опосредованно, хотя хрупкий образ нежной феи в балетной пачке всегда вызывал во мне восхищение.

О балете было снято множество различных картин. Когда-то нашумевший психологических триллер «Чёрный лебедь» с Натали Портман в главной роли казалось бы сказал о театре всё, что мог. Но то был зарубежный театр и зарубежный балет. Вскоре документальный проект «Большой Вавилон» посвященный балетному искусству, а в частности Большому театру открыл перед зрителями новые тайны «закрытой» сцены.

Сюжет: Откровенно говоря, первые 40 минут фильма вызвали во мне тоску, уныние и зевоту. Жизнь главной героини Юли напоминала сумбур: сначала режиссёр демонстрировал период поступления героини в балетную школу, затем переносил в ещё более глубокое детство. Эпизоды не сочетались между собой, кинолента выглядела сырой, как не доваренный картофель, а работа оператора вызывала раздражение.

Диалоги в фильме — этому просто можно выделить отдельный отзыв.)) Настолько примитивных, глупых диалогов я не встречала ещё ни в одном фильме. Такое ощущение, что режиссер решил показать не балетную школу, а спец-интернат для малолетних преступников. Внешнее окружение, убогие диалоги и поведение преподавателей вызывали небывалое отвращение. Если задача была не приобщать зрителя к большому искусству, а опустить альмаматер Большого театра ниже плинтуса — то задача режиссёра удалась на все 100%.

Дантю будите делать до конца урока, дуры безымянные.



В фильме о балете — балета практически нет. И это существенный минус. Ведь при бюджете в 372 миллиона рублей от фильма о Большом театре хочется ожидать не просто рассказа о жизни юных балерин, а действенных и ярких балетных постановок. Большая часть сюжета посвящена нелегкой жизни двух героинь вечно соревнующихся друг с другом. Но даже соперничество здесь практически не показано. Битых стёкол в пуантах здесь тоже не будет. На 40-ой минуте просмотра фильма возникает закономерный вопрос: а фильм вообще о чём? Нет борьбы, нет соревнования, нет безумного желания доминировать. Сюжет тонет в серой меланхолии, а с учётом полного отсутствия иронии, смотреть на это просто невозможно. Уже на 50 минуте фильма я хотела уйти из кинотеатра, но меня остановила подруга.

— Ну, что, Курникова. Боишься?

— Кого? Пьяную тебя?




Балет начинается потом, в самом конце фильма. И с этой же минуты начинает отчётливо прослеживаться мотивы зарубежного произведения под названием «Черный лебедь». Конечно, здесь нет такой трагедии и психоза, но картина всецело копирует зарубежный оригинал.

— Я тут подумал, вот возьму и перееду в Москву, а что?

— А тебя прямо ждут здесь! Ты давай, спустись с небес на асфальт. Тут таких великих в Москве вагонами привозят

Сцены распития алкоголя в фильме: если бы не фильм Тодоровского, то образа пьяной балерины для меня бы никогда и не существовало. И не просто пьяной, а двух пьяных несовершеннолетних балерин. Именно такой образ удалось создать режиссёру. Фильм содержит несколько подобных эпизодов. Напомню, возрастные ограничения к просмотру фильма 12+.

Несколько строк про актерский состав:

Маргарита Симонова — Юлия Ольшанская. Игра Симоновой мне очень понравилась несмотря на то, что она не является профессиональной актрисой, а балериной Большого театра. Образ провинциальной девушки с железным характером получился более чем правдоподобен.

Александр Домогаров — Потоцкий. Честно говоря, было несколько непривычно и неприятно видеть любимого актера в образе опустившегося алкоголика. Актер сыграл свою роль хорошо. Но вынужденна вновь возвратиться к сюжету. Фильм не раскрыл внутренних мотивов и причин побудивших взять беспризорную девочку к себе на попечение и учить балету. Совершенно не понятно, что движет героем: жалость, желание передать свой угасающий талант другому, возможность сделать доброе дело?



Алиса Фрейндлих — Белецкая. Звезда советского и современного кинематографа никого не оставила равнодушным. Впрочем, привыкнув видеть её на экране в образе прекрасной Анны Австрийской очаровательной Ольги Петровны Тумановой, образ пожилой женщины с болезнью Паркинсона вверг меня в шок. Сыграно настолько реалистично, что смотреть неприятно. Я до сих пор не поминаю зачем и для чего было нужно включать данный персонаж в сюжет? Ну не может преподавать такой человек в хореографической академии, если уж через пять минут забывает не только имена своих учениц, но даже место, где она находится.

А была ли Золушка? Режиссеру можно сказать спасибо, а можно охотно выругаться за то, что он в очередной раз напомнил — чудес не бывает. В этом фильме продемонстрирована суровая действительность присущая любой стороне человеческой жизни. Это применимо не только к балету, но и к любой сфере деятельности. Фильм открывает зрителю закулисье Большого театра, где не блещут софиты, не гремят звонкие аплодисменты, а лучший из лучших может оказаться лишь одним из многих.

Так одна из главных героинь по детски поклоняется Антуану, увлеченная примером его блистательной карьеры, а другая быстренько залезает к нему в постель предопределяя своё дальнейшее будущее.)) И вот готов новый образ Одетты, а лучший из лучших пополняет состав массовки. Что дальше?

Остаётся ощущение, что режиссура фильма так и намекает, что талантливость без вовремя раздвинутых ног — это уже бесталанность.



А никаких сказок, Ольха. Ты сейчас станцуешь премьеру, а потом вернёшься в кордебалет. Ты, что думаешь, что тебя в репертуар поставят? Даже не мечтай!


 

Вместо эпилога: в теории — идеальный сюжет… на практике — фильм без глубокого смысла и содержания не открывающий зрителю ничего нового. Фильм оставил во мне противоречивые чувства: с одной стороны, мне понравилась игра актеров, а с другой — сюжет вызвал нестерпимое чувство грусти и омерзения. Можно ли говорить о высоком искусстве облачив его в форму убожества? Однозначно, нет. Сдаётся мне, что уважаемый Тодоровский (к слову, я не являюсь поклонницей его творчества) либо ненавидит балет, либо ненавидит Большой театр.

Не хочу обижать почитателей данного «шедевра», но фильм мне категорически не понравился.