Не скажу, что с нетерпением ждала этого романа хотя и являюсь поклонницей серии. После убого фарса в романе «Весь мир театр» интерес к приключениям Фандорина угас. Поэтому новую книгу начала читать скорее с надеждой, что автор решил исправить досадный промах, но увы…

Идея перенести место действия в Баку образца 1914 года неплоха. Почитать о нюансах того времени интересно, благо материал снабжен старинными фотографиями. Но роман все же о приключениях Эраста Фандорина, а не страноведческий экскурс и с приключениями тут все как раз неблагополучно.

Детективная составляющая опять замешана на революционной подоплеке, что отсылает нас к роману «Статский советник». И если в «Статском советнике» такой тип врага был встречен Фандориным впервые, то, рассуждая логически, в «Черном городе» он должен быть уже знаком с его «повадками». Но этого-то как раз и нет! Все снова с чистого листа! Снова наступаем на одни и те же грабли, даже и не думая, что революционная зараза уже проникла в органы власти, забываем о фанатизме рядовых революционеров и т. д.

Вообще, складывается впечатление, что с годами Фандорин не поумнел и набрался опыта, а наоборот поглупел и растерял все навыки. Такое ощущение, что в отличие от Фандорина и Масы все персонажи романа, как в компьютерной игре, вышли на новый уровень, обрели новые способности, улучшили старые, а протагонист застрял на «нулевом уровне кунг-фу». В этом нет никакой логики и к концу романа это «избиение младенцев» сильно раздражает.

Я наивно надеялась, что концовка хоть как-то реабилитирует героя, но автор решил иначе. Я ждала любого развития событий — открытой концовки, романтического хеппи-энда, героической кончины. Я лишь не ожидала униженного и бесславного финала для такой эпопеи. Когда Конан Дойль решил избавиться от Шерлока Холмса, он и то поступил добрее — дал ему возможность героически погибнуть, утащив с собой в пропасть и злейшего врага. Если бы на его месте был Борис Акунин, то Шерлок Холмс, видимо, подскользнулся бы на тухлом помидоре и сломал себе шею на глазах у торжествующего Мориарти…

Почему при всем богатстве вариантов для финала Акунин выбрал самый отвратительный, останется для меня загадкой, но, честное слово, это несправедливо по отношению к главному герою!

В итоге, перевернув последнюю страницу книги, на душе осталось мерзкое чувство, что тебя, как и героя книги Фандорина, использовали, обманули и предали. Лучше бы автор остановил сериал на романе «Алмазная колесница»…