Увидев трейлер нового фильма «Дивергент», я была преисполнена надежд на «хотя-бы-один-раз-посмотреть». Но, вспомнив, что в основе фильма лежит книга, я решила ознакомиться с первоисточником. Эх, зря я это сделала…

  Дивергент (англ. divergent — «расходящийся», «отклоняющийся») — первая книга трилогии американки Вероники Рот (назвать её писательницей язык не поворачивается). Судя по информации из Википедии, книгу свою Виктория Рот писала, будучи студенткой (забив на выполнение домашних заданий, что чувствуется). Мдя… Зря она так! Похоже она не только на домашние задания забивала, но и лекции прогуливала. В противном случае, она бы лучше разбиралась в строении социальных систем и психологии пубертатного периода. Нет, я признаю, что задумка неплоха, но реализация идеи, мягко говоря, слабая. Опишу по пунктам.

  Идея фракций, содранная с кастовой системы, не продумана до конца, т. к. для эффективного функционирования подобной схемы в обязательном порядке должна существовать внешняя сила (структура), которая будет иметь право «последнего слова» и достаточную силу, чтобы воплотить свои решения в жизнь. В рамках данной книги совершенно не понятно, что мешало одной фракции (и фракция Бесстрашия, как самая сильная, тут очевидный кандидат) «наехать» на другую и захватить власть? Ничего. Почему фракции Эрудитов нужно было изощряться с зомбированием, когда фракция Бесстрашия и так могла все это «провернуть»? На этот вопрос вам никто не ответит, как и на многие другие.

  Действие романа завязано на территории постапокалиптического Чикаго. Возникает вопрос — а что за пределами города? Выжженная пустыня с чернобыльскими монстрами? Есть ли жители в других городах? Сколько всего людей? Почему при нападении на фракцию Отречения они бежали из города, а начали метаться по районам? Почему фракция Отречения, помогая афракционерам, дает им продукты, а не возможность выращивать их самим?

  Для компьютеров, нанопередатчиков и наносыворотки нужна нехилая производственная база — не одна дохлая лаборатория в штабе Эрудитов, а промышленный комплекс, включающий в себя и добывающую отрасль, и перерабатывающую и высокотехнологичные производства. Где это? Кто там работает? Из какой фракции? Не ждите ответов, их просто нет. Мир романа пуст и безжизненен как марсианская пустыня.

  Более унылое зрелище представляет только внутренний мир героев романа. Мотивация героев словно «русская рулетка» — то осечка, то вышибает мозги — адская смесь абсурда, комедии положений и бразильского сериала. Характеры персонажей — как сломанный калейдоскоп, в который напихали чего попало — пытаются создать образ, но выходит как-то хреновато. А уж постоянная рефлексия главной героини — это бесконечный лабиринт без света, без выхода, без надежды на здравый смысл…

   А логические ошибки? При совершении преступлений фракции предпочитают разбираться сами, что и показано в ситуации с Эриком. А как же Питер (попытка убийства, нанесение увечий)? А пофиг, пускай резвится. Не было доказательств его вины? А про скрытые камеры, которые всплыли во втором романе забыли? Ах, пардон, в первом романе их еще не придумали, но они типа уже были. Героиня не умела стрелять и вообще спортом не занималась? Фигня! За месяц научим без промаха попадать в голову, метать ножи и драться аки Джеки Чан! Матрица отдыхает просто.

  Вы спросите зачем я это все пишу? Какое мне дело до глупой книжки и будущего фильма? А все просто. Раздражает, что при всем обилии книжной и кинематографической продукции банально нечего почитать и посмотреть, а вал подобной ахинеи лишь нарастает, грозя похоронить под собой чахлые ростки надежды на лучшее. Читать в итоге эту книгу или нет — решайте сами. Я свои ощущения высказала.