Отечественных исторических фильмов в последнее время развелось как… много развелось, в общем. Тут и Сталинград, и Адмирал, и что там еще, дошло дело и до Распутина, как же, как же, обойти вниманием такой колоритный персонаж- Гришку Распутина. Да ни в жисть!

Гришку считают противоречивой фигурой, хотя, имхо, с ним-то как раз все просто и ясно, очень точно и метко его охарактеризовал его современник, тогдашний министр финансов Коковцев-

полуграмотный сибирский мужик, хлыстовец, пьяница и развратник.

Куда уж яснее. Впрочем, существовали и те, кто считал его целителем, божьим человеком, «старцем», полезным для царской семьи. Однако поведение его как-то не говорит об этом. Хотя отзыв не о Распутине, а о фильме, вот и вернемся к нему.

Фильм, по замыслу его авторов, видимо, должен был стать некой попыткой разобраться в том, кем же в самом деле был Гришка, на это намекает и слоган фильма «дар или проклятие», но, если посмотреть это кино до конца, отношение сценаристов и прочих к этому историческому персонажу станет ясно. Чуть ли не святой, цесаревича лечил, советы мудрые давал, а что с бабами развлекался, взятки брал да лез в политику- что ж, не согрешишь, и не покаешься. Примерно так. Соответственно, честного взгляда не получилось.

В главной роли- русский теперь француз Жерар Депардье. Сомнительный выбор, надо сказать, ибо на зловещего и мистического Гришку он похож мало. Более всего он напоминает какого-то ряженого, который ради такого случая нацепил накладную бороду, кафтан и кое- как научился плясать вприсядку. Иногда Депардье вспоминает, что он таки не французский мсье, а сибирский мужик и начинает дико вращать глазами.





Широта русской души, кстати, в фильме показана прямо карикатурно. Распутин развлекается в кабаке, швыряется деньгами (а чего жалеть?), пляшет, пьет, вступает в беспорядочные связи. Хорошо, что медведя на цепи не держит. Впрочем, иногда исцеляет страждущих.








Гессенскую муху Императрицу Александру Федоровну играет Фанни Ардан. Нет, она хорошая актриса, я не спорю. Но выбор ее на роль императрицы, которой в ту пору было за 30… странен. Потому рядом с Владимиром Машковым, которому досталась роль Николая II она смотрится как его мать, а отнюдь не жена. Кстати, Машков очень старался и, хотя внешнего сходства с Николаем II у него в помине нет, он очень точно показал слабого, зависимого от жены и прочего окружения императора. Молодец, определенно, в этом фильме он показал себя лучше других актеров.





Остальные же исполнители ролей в этом фильме сыграли… так себе. То ли знали, что снимаются черт знает в чем, то ли понадеялись, что фильм вывезут иностранные звезды. Так что Феликс Юсупов, князь Дмитрий Павлович, прочие персонажи получились не то, чтоб плохо, скорее, никак. Хотя актеры в их ролях заняты хорошие. Анна Михалкова в роли Анны же Вырубовой, подруги императрицы… ну, это же Анна Михалкова. Чего уж придираться?



Кто неприятно удивил- Ирина Алферова. Роль Зинаиды Юсуповой однозначно, не для нее. Ну не могла образованная Юсупова обладать манерами базарной торговки, красить губы в вульгарный цвет и потрясать пачками денег, крича- «я самая богатая женщина в этой стране!»


Без Хабенского не обошлось, конечно же. Где Безруков и Боярская? Как же их позабыли?


Сценаристы тоже поработали странно. Фильм производит впечатление каких-то наспех надерганных из разных источников фактов, которые даже не потрудились более- менее связно собрать. Вот Гришка в Сибири. А через 5 минут уже в Царском Селе. Как, почему, кто, что? Непонятно. И таких дыр в сценарии много.

Закадровый голос тоже непонятно зачем.

В итоге фильм не раскрывает ни характера персонажей, ни причин их поступков, и уж точно не дает ответа на вопрос «дар или проклятие». Он вообще бесполезен. Не сказать, чтоб историю переврали от и до, просто перемешали правду и неправду, добавили мистики и интерьеров, не забыли, что политкорректность и толерантность нынче в моде, вуаля, готово. Пипл схавает. Все равно книжек не читают, а историю в школе прогуляли.