В Москве 1935 года появляется Воланд со свитой. Воланда интересует «строительство нового человека» после тысячелетий существования старого, а также новое социальное устройство, отрицающее старую философию и существование Бога. Собственно, поэтому Воланд и появляется в Москве. Он встречается на Патриарших прудах с редактором Берлиозом и поэтом Бездомным. Если поэт — наивный и невежественный юноша, то Берлиоз — интеллектуал, использующий свою эрудицию для «просвещения» Бездомного в нужном власти направлении. В результате встречи с Воландом Берлиоз попадает под трамвай, а Бездомный — в сумасшедший дом.Желая посмотреть на «новых людей», Воланд собирает их в Варьете. В результате нескольких испытаний московской публики Воланд убеждается, что «…они как прежние, только их испортил „квартирный вопрос“».Один из «прежних» — мастер. Мастеру 40 лет, он знает шесть языков и пишет роман о Понтии Пилате. Почему о Пилате? Потому что Пилат, зная о невиновности Иешуа, из трусости отправляет его на смерть. Так же, как русская интеллигенция, к какой причисляет себя мастер, из трусости молчала о творящихся в стране беззакониях. Легко представить перспективу жизни мастера в 30-х годах. Это не совсем понимает живущая в «золотой клетке» Маргарита и расценивает нерешительность мастера в развитии их отношений как охлаждение. Ясность наступает, Маргарита понимает, что удерживало мастера, но поздно. Мастера арестовывают. НКВД его отпускает, но мастер лишается всего и сумасшедший дом оказывается для него последним приютом.Перспектива жизни мастера и Маргариты в советской стране призрачна, и Воланд помогает им соединиться навеки там, в той жизни. Мастер не заслужил света — он ничего, как и сотни тысяч таких же, не сделал для того, чтобы изменить существующий порядок вещей. Но он, как и миллионы других, заслужил покой, и люди, жившие в то время, прекрасно понимали это.