Этот фильм мне рекомендовала посмотреть моя подруга, зная, что я религиовед по образованию и роду занятий. Она сказала, что ей кино понравилось. Я вообще смотрю, что его оценивают достаточно высоко — как зрители, так и пресса. Да и меня аннотация фильма заинтересовала. Конфликт ученика, страдающего комплексом неофита, и светской, атеистически настроенной учительницы… Ммм, конфетка! По крайней мере так я думал, пока не посмотрел этот фильм. Что же в нём я увидел?

Довольно сумбурный сценарий. Российская школа показана ненатурально, даже гротескно. Вместо школьной программы — некий винегрет, эклектика, где перемешаны темы и курсы из разных классов. Учительница биологии — это не образец критического, научного типа мышления, это натура истеричная и явно сдвинутая на теме секса. Такую «подвижницу» в два счёта вышибли бы из российской школы. Совершенно непонятна предыстория обращения ученика к изучению Библии, та психологическая эволюция, которая способствовала его превращению в религиозного фанатика. Непонятно даже, что он читает. Якобы изучает Библию. Но позвольте, Библия — это такой толстенный том, состоящий из множества книг Ветхого и Нового Завета, а что держит в руках герой этого фильма? Некую маленькую потрёпанную книжонку. Что она из себя представляет? Какой-то катехизис, вероятно, протестантского характера? Остаётся только гадать.

Итак, мы наблюдаем разворачивающийся в стенах российской школы конфликт двух персонажей, совершенно неестественных, неорганичных для нашей школы. Я не знаю, как это всё подано в оригинальной пьесе Мариуса фон Майенбурга, послужившей основой для сценария. Возможно, там это всё логично и естественно. Но адаптация сюжета к российским реалиям вызывает лишь искреннее недоумение.

Далее. Через фильм прямо-таки красной нитью проходит тема секса. Учителя, видите ли, отдыхают на нудистском пляже рядом со своими голыми учениками, учительница учит детей надевать презервативы на морковки и показывает им фильмы, где совокупляются конь с кобылой, а вот и главный герой трясёт перед нами своими причиндалами. Неоднократно затрагивается и тема гомосексуализма… К чему вообще это? Какое отношение эти, с вашего позволения, художественные детали имеют к главному конфликту — столкновению религиозного и атеистического мировоззрений? Проще говоря, товарищ режиссёр, для чего вы трясёте перед нами молодыми письками и сиськами? Что? Так сейчас в Европе принято? За это призы дают на кинофестивалях? Ааа, ну понятно…

Весь фильм меня не оставляло ощущение, что кино это не о школе, не о религиозных конфликтах, не о психологических проблемах и не о становлении личности, а о России. Снова, как это часто бывает в современных российских фильмах, мы видим нечто тяжёлое и беспросветное. В фильме нет ни одного положительного персонажа! Дай бог, если хоть нейтральный найдётся. Куда не кинь взгляд — всюду одна беспросветная дикость. Фильм снимался ради того, чтобы создать такое впечатление у зрителя? Ах, ну да, по другому призы на международных фестивалях не взять, я чуть было не забыл…

Из плюсов я заметил только один — убедительна игра актёров. Актёры молодцы. Жаль, что им приходится сниматься в таких слабых по драматургии фильмах.

Я не буду советовать здесь другим зрителям, смотреть этот фильм или нет. Если вам хочется насладиться атмосферой депрессии и серости, то, конечно, посмотреть стоит. Если подобный эмоциональный фон вас не привлекает, то лучше поискать что-то более жизнеутверждающее и внятное по сюжету. Если вас увлекает тема религии, в частности, христианства, то лучше уж сами попробуйте хотя бы выборочно почитать Библию, вместо того чтобы слушать понадёрганные сценаристами куски из неё. У вас сложится значительно более целостный образ. И поверьте, вас ждёт немало увлекательных открытий. Эх, а какой фильм можно было бы снять!.. Но не дорос пока российский кинематограф до этих тем. Депрессняк, «и мальчики голые в глазах» — вот пока наша тема. Увы…