Читать это очень сложно. Кто пробовал, тот поймёт. А многие пробовали не один раз )). Беспорядочное нагромождение туманных афоризмов, часто перенасыщенных пафосом, туманных образов и аллегорий, каких-то непонятных сравнений  (непонятных, потому что не указывается, с чем сравнивается), обрывки мыслей  — и всё это преподносится как откровение с претензией на гениальность, исключительность…

Вся книга – это разглагольствования от имени вымышленного пророка Заратустры, который считает, что Бог мёртв (но, тем не менее, молится солнцу). Разглагольствования о человеке, о жизни и смерти, о мужчине и женщине (мужчина создан, чтобы быть воином, а женщина – чтобы развлекать воина; мужчина для женщины – всего лишь средство заполучить цель (ребёнка), а женщина для мужчины – игрушка). Интересно, написал бы Ницше такое, если бы женщина, которой он предложил руку и сердце, ответила не отказом, а согласием? Причём, согласившись на условиях, что в их браке не будет интимных отношений, как она это и воплотила в жизнь с другим мужчиной, что, впрочем, не мешало ей иметь кучу любовников (но не кучу детей от них). 

А ещё в книге много высказываний о добродетели, о врагах, о сострадании, справедливости и т.д., и т.п. И очень многое с явной пародией на Библию. Автор свои взгляды на эти темы преподносит как истину, как откровение, как пророчество. Всё это сильно попахивает маниакальным синдромом.

Я не одна такая, кому «Так говорил Заратустра» выглядит как бред сумасшедшего. Когда я пыталась её прочесть (сознаюсь, что до самого конца так и не одолела), тогда ещё не знала, что Фридрих Ницше на то время уже много лет страдал от жесточайшей мигрени, которую регулярно лечил… опиумом. Окончил жизнь в психиатрической больнице. Да и с генами не всё чисто – его отец в последние годы жизни также страдал от явного психического расстройства. Это многое проясняет.

Признаки психического заболевания в его творчестве настолько явны, что очевидны не только мне, врачу, но и тому, кто к медицине не имеет никакого отношения.

Так, например, один из самых выдающихся умов в истории человечества, гениальный писатель-реалист, обладающий огромной проницательностью и умением анализировать (и это отображается во всём  его творчестве), превосходно владевший немецким языком и читавший Ницше в оригинале, писал в своём дневнике:

“Читал Ницше “Заратустра” и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном:  бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую,  сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия – idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признаётся учителем?” 

— Л.Н.Толстой. Полное собр. сочинений.1935. Т54. С.77

 Почему же им так восторгаются? Так его почитают, цитируют? Я думаю, потому что его писанина очень удобна для тех, кто хочет свои устремления к власти, желание переступить через мораль и идти по головам, свой эгоцентризм  облечь в какую-то возвышенную идеологию, чтобы для других ( и для себя) это выглядело не так омерзительно, чтобы подвести под это идеологическую базу.

Ницшеанские идеи отнюдь не новы, но как талантливый филолог, получивший образование в одном из лучших университетов, он сумел выразить их «облагорожено»:  

«Не уловляет ли он читателя в свои сети, шепча ему на ухо: «Не бойся! Вместо прежней морали, требовательной и придирчивой, я несу тебе новую, которая никаких подвигов, ни трудов не потребует,  ибо ты и без меня достаточно жесток, кровожаден, властолюбив, здоров. Замени лишь слово «христианство» словом «ницшеанство» —  и ты будешь совершенен».

Фридрих Ницше не считал себя религиозным человеком. В его произведениях совершенно чётко прослеживается влияние учений Дарвина о происхождении человека от животного. Но ницшеанская философия есть не что иное как религия на новый лад: 

 …если он задался целью возвести в религию здравый смысл жестокой и жизнерадостной толпы, то выполнил эту задачу с великим талантом и знанием человеческого сердца.  Желая привлечь толпу, он бранит ее и превозносит немногих избранных, зная, что это вернейшее средство стать кумиром толпы, из которой каждый в душе вопиет: «Я и есть этот избранный, это исключение!»

 …толпа уже давно воплотила в жизни все заветы ницшеанства — презрение к философии, подчинение инстинктам, жестокость, гордость, властолюбие.

 … Прежде чем высказать какую-нибудь мысль, он дает понять, что, конечно, ее не одобрят лицемеры и трусы, и запуганный читатель заранее ее одобряет, лишь бы откупиться этою ценою от звания труса и лицемера. Ницше всегда повторяет, что пишет для немногих, что его идеи обитают на неприступных высотах, что, в отличие от мыслителей всех веков, он не ищет истины, а дает ее готовой, что он «шагает по вершинам», что для понимания его уже нужен гений. 

                                                                                           — Минский Н.М. «Фридрих Ницше», 1900

 Это особенно ярко отображено в его предисловии к «Антихристу». И читатель попадается на эту удочку, восторгаясь собой: раз я это читаю, значит, я гений!!! 

Я не отношу себя к этим гениям. И не хочу относить.