Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня я хочу рассказать вам о книге, на которую я убила полтора месяца — «Отверженные» Виктора Гюго.

К счастью, книгу я осваивала в аудиоформате. Если бы мне довелось ее читать, я бы плюнула после второй же части. В аудиоформате файлы заняли в общей сложности 76 часов. Это невероятно много по сравнению с очень многими другими прослушанными мной книгами.

Освоить роман я решила по причине всеобщего его восхваления, присвоенного Гюго статусу великого писателя и, собственно, из-за интригующего громкого названия. Что ж.. Урок для меня — не судить о книге по обложке.

Роман повествует о беглом каторжнике, Жане Вальжане и течении всей его жизни, а также судьбах персонажей, прямо или косвенно участвующих в его судьбе.

Вся книга пропитана насквозь несуразицами, невероятными и банальными совпадениями и глупейшими, мешающими нормальному существованию и противоречащими здравому смыслу принципами героев.

События разворачиваются с начала до середины 19 века, т.е. с тех пор до наших дней прошло не так много времени. Так почему же большинство поступков персонажей остаются за гранью моего понимания?! Списать всё на мой усредненный интеллект или неспособность понять тонкую натуру писателя у меня не получилось. Сами рассудите: девица Фантина, систематически отдававшаяся мужчине, ничего ей не обещавшему и в итоге бросившему, родила дочь и, не сумев ее прокормить, отдала на проживание в соседний от Парижа поселок незнакомым людям, обязавшись выплачивать ежемесячную ренту на своего ребенка. В скором времени хронические требования жадных и наглых воспитателей об увеличении ренты загнали мать в тупик и она пала на самое дно. Спустя 6 лет после расставания с ребенком она умерла, так ее и не увидев и все эти года веря на слово жуликам! Т.е. нерадивой мамаше не пришло в голову приехать за ребенком, забрать, украсть, в конце концов.. Нет, по версии Гюго было логичнее продаваться, снабжать немалыми суммами незнакомое семейство и всё время ныть о своей тоске по дочери, до самой смерти.

Жан Вальжан оказался ничем не смышленее. Свою тягу к добродетели человек, отбывший 19 лет на каторге, выражал в потакании… кому? да тому же самому семейству, ссуживая ему просто колоссальные суммы за действия, которые должны были сами собой реализовываться, абсолютно бесплатно. Жан Вальжан оказался настолько недалеким, что, спустя 7 лет не узнал никого из этой семьи, мучившей на протяжении 6 лет его падчерицу (она тоже и ухом не повела при встречах с ними). Выдав падчерицу замуж, он из-за своей «веской причины — честности» рассказывает ее супругу всю свою позорную биографию, чем отворачивает его от себя и тем самым косвенно ограничивает свои встречи с Козеттой, падчерицей. Что ему мешало молчать дальше, раз это удавалось ему на протяжении десятка лет?!

Молодой человек Мариус, влюбленный в Козетту, падчерицу Жана Вальжана, тайком встречаясь с ней, выцарапывает на стене ее дома свой адрес (ЧТО?!), а позже идет умирать на баррикады во время восстания, так как его пассия по планам отчима вынуждена уехать в Англию -отличная причина для бесполезной и никчемной смерти!

В романе есть еще много персонажей, поведение которых не поддается никакой логике. На здравомыслие в романе нет и намека. Париж огромным городом был даже во времена повествования. Но все 20 лет (примерно) одни и те же герои, 5 или 6 человек, постоянно случайно сталкиваются лбами и мешают друг другу жить абсолютно беспочвенно. Ну как такое возможно? Как будто бы на весь Париж работает только один полицейский, есть только один человек, скрывающий прошлое и только одна группировка бандитов. Именно поэтому действия персонажей и стечения обстоятельств с середины книги становятся банальными и предсказуемыми.

В романе слишком гипертрофированно представлены понятия «черного и белого». Слишком много крайностей. Ни одна из частей романа не позволяет поверить в нее. При прочтении не дает покоя мысль, что всё это несуразно и нелепо. Так не бывает. Роман не имеет ни малейшего отношения к реальности. «Всякие совпадения являются вымышленными». Рассуждения автора о сторонних вещах вообще лично для меня оказалось невозможным привязать хоть как-то к роману. Например, ровно 2 часа текста в аудиофайле (представьте, какой это объем на бумаге!) посвящено описанию клоаки (канализации)!!

Подытоживая, скажу лишь, что роман вызвал вызвал у меня отвращение, насмешку и противный осадок. Ни толики гениальности я не нашла в произведении. Я не хотела задеть ничьих чувств, извините. Это мое сугубо личное мнение.

 

Мои отзывы о прочих прочитанных книгах, оставивших впечатление:

Жизнь. Ги Де Мопассан — тут

«Два капитана» , Вениамин Каверин — тут

Сто лет одиночества, Габриэль Гарсиа Маркес — тут

Пьер и Жан. Ги Де Мопассан — тут