Нашему вниманию представляется американская версия, объясняющая события таинственной смерти 9 российских туристов в горах Северного Урала в 50-е годы. Пятеро американских документалистов едут в Россию с целью докопаться до тайны гибели группы Дятлова. Сначала они попадают в город Ивдель, где к ним все настроены довольно враждебно, но, как это ни забавно, каждый второй отлично знает английский язык: врачи из психушки, бармэны, местные алкоголики. Для правдоподобности могли ввести в сценарий какого-нибудь переводчика, который поехал с ними. Ну да ладно, в остальном российская глубинка изображена сносно.
Затем туристы всё же попадают в место Х — к горе, где всё и случилось с группой Дятлова, и, как и следует ожидать, там начинаются всякие странности и необъяснимые вещи, ну и — вполне предсказуемый, в целом, конец. Из этого разряда есть множество других похожих фильмов: Ведьма из Блэр (1,2), Паранормальное явление, Репортаж и т.п. Используется уже давно знакомый прием: съемка камерой от первого лица, который придает налёт документальности происходящего.
Тема, на самом деле, выбрана очень интересная и неизученная, но раскрыта она низкосортно и очень шаблонно. Есть множество штампов, присущих большинству американских ужастиков: глупые диалоги актёров «ни о чем», дешевая компьютерная графика в финале, ну и сама предсказуемость концовки.
Игра актёров довольно слабая: никого не могу выделить, чтобы запомнился.
Много несуразности и неправдоподобности в происходящем.
— в Сибири, где (по их же словам) ночью температура опускается так низко, что босые ноги сразу могут заледенеть, они ночуют в палатках полуголые и ходят без шапок;
— найдя вход в пещеру парень с девушкой по каким-то совершенно бредовым соображениям решают ничего не говорить остальным путешественникам о своей находке: «Давай не будем ничего им говорить сегодня о том, что нашли. Давай скажем завтра?» Ну не бред ли?
— Девушка одна ворочает тяжеленные гермозатворы в бункере, а парень, который, казалось бы, обладает гораздо бОльшими физическими возможностями, просто бегает с камерой и даже не пытается ей помочь в этом нелегком деле, даже во время погони, когда каждая секунда на счету;
— Пациент психбольницы Петр Каров, который торчит в окне психбольницы с табличкой, видимо ясновидящий. Откуда он знает что американцы пришли именно к нему? Или он настолько популярная личность, что больше в эту психбольницу ни к кому посетители не ходят?
Сама концовка оставляет много вопросов: кто всё-таки оставил следы «снежного человека» вокруг палаток американских туристов и вообще с какой целью? Непонятно какое отношение этот момент вообще имеет к разгадке фильма. Ну и, опять же, непонятно, что за люди гнались за туристами. Если это военные, которые охраняли гору, чтобы не допустить туда лишних людей, как было предположено, почему нельзя было выгнать туристов более мирными способами, а обязательно нужно было пытаться их убить? Русские в свете этой версии предстают уж какими-то совсем кровожадными.
В общем, фильм на 1 раз, посмотреть можно, если уж совсем нечем заняться, но замудренная концовка и отстутствие логики во многих событиях фильма не производят никакого впечатления. Лучше потратить время на более интересное видео.