У псевдоисторических детективов очень много общего. Они все очень мрачные, в них обязательно присутствуют маньяки с расчлененкой, и, наконец, они обязательно заканчиваются дешевеньким финальным твистом. «Голем», увы, пошел по проторенной дороге.
Трейлер обещал нам злостного маньячину, взявшего себе имя персонажа еврейских сказок. Фильм же выдал копания в перепетиях жизни второстепенного персонажа, который в финале (под драматичную музыньку, разумеется) оказывается тем самым убийцей. По сути, 80% фильма — это большой флешбек, прикрытый следственными мероприятиями.
Отдельной печали заслуживает псевдоним маньяка. Голем — это существо из глины, созданное для защиты еврейского народа, и иногда заходившее в своих действиях за рамки дозволенного. Можно было бы обратиться к теме еврейских погромов и жестокого мстителя за диаспору. Убийца же никакого отношения к еврейской диаспоре не имеет, он выбрал себе это имя, потому что открыл сборник еврейских сказок на случайной странице звучит красиво. Чувствуете глубину проработки?
Замес таков: инспектору Скотланд-Ярда поручено вести расследование жестоких убийств. Работать надо быстро, ибо предыдущий следователь все просрал не преуспел, а убийца все еще на свободе прессе надо кого-то обвинить в нераскрытии преступления. Да-да, фиг с ними, с людьми, главное — успеть сделать заявление прессе. Почему? Потому что убийца в силу обстоятельств пока не может творить всякое. Следователь об этом не знает? Ну и что, зато сценаристы в курсе.
Создатели взяли любопытную гипотезу о мотивации серийных убийц, и не сделали с ней ничего интересного. Расследование выглядит чертовски уныло, потому что большая его часть состоит из рассказов второстепенных персонажей и почерковедческой экспертизы. Финальный твист настолько заезжен, что не вызывает никаких эмоций, кроме глубокого чувственного фэйспалма. Если присмотреться к нему, то можно увидеть бирку «за 300».
Актеры в большинстве своем уже делали неудачный выбор для карьеры, так что одним позором больше, одним позором меньше. Удивляет только присутствие Била Найи. Впрочем, удивляет недолго, ибо по счетам всем надо платить. К декорациям вопросов нет, ибо про викторианскую Англию снято уже столько лабуды, что задники девать некуда.
В итоге имеем псевдомрачный псевдоглубокий псевдоужастик. Пустая трата времени, пленки и денег.